Методический кабинет и уголки должны стать центром, обеспечивающим воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. При создании, оснащении и организации работы методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:
- оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
- оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр.), от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала. При оформлении кабинета можно использовать фотографии, которые отражают работу детского учреждения, икебану, продукты детского творчества и пр.;
- основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.
- оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.
В методическом кабинете или вне его рекомендуется оформить стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором можно поместить: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).
На базе методического кабинета рекомендуется проводить как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки, посвященные следующим темам:
1. Праздники и знаменательные даты: перечень тематической литературы (стихотворения, песни, сценарии и пр. для различных возрастных групп), методики (занятия, беседы и т.д.), программы вечеров, рекомендации для оформления помещений и для сотрудничества с родителями.
2. Этапы реализации учебной программы: перечень рекомендуемой литературы по темам, средства и материалы для успешного ее осуществления.
3. Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.
4. Передовой педагогический опыт: статьи, доклады, иллюстративный материал (фотографии, схемы, рисунки).
Классификация учебных средств
Содержание и задачи учебно-воспитательной работы определяются программой ДОУ. Чем более умело подбираются наглядные средства обучения и чем более совершенна связь между наглядностью и другими методами обучения, тем более эффективно решаются программные задачи.
Учебные средства в ДОУ условно можно разделить на три большие группы: для воспитателя, для ребенка, специальные средства.
1. Средства, используемые воспитателем. Наглядные средства:
- печатные пособия - отдельные картинки, серии картин, альбомы, плакаты, комплекты фотографий, печатные настольные игры и пр.;
- аудиовизуальные фильмы, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, магнитофонные записи и т.д.;
- пространственные и натуральные объекты: гербарии (коллекции высушенных растений), муляжи (точный слепок предмета из воска, гипса и т.д.), фруктов, овощей и др., модели (копии реальных предметов в масштабе).
Технические средства:
- диапроектор (для демонстрации слайдов);
- графопроектор (для демонстрации транспарантов);
- магнитофон;
- проигрыватель;
- радио (для прослушивания детских передач, передач о природе и пр.);
- телевизор (для просмотра передач телешколы, детских передач);
- фотоаппарат.
2. Средства, используемые детьми, необходимы для организации различных игр (творческих, ролевых, подвижных, учебных, игр-драматизаций, игр с правилами).
Средства для игры можно подразделить на следующие:
- тематические игрушки: различные куклы, одежда и обувь для кукол (в соответствии с сезоном), постельные принадлежности, посуда, кукольная мебель, игрушка - инструмент труда (швейная машина, стиральная машина и пр.), игрушки-животные, комплекты игрушек, связанные с профессиями (парикмахер, врач и пр.);
- технические игрушки: повозки, средства транспорта, подъемные краны, паровозики;
- строительный материал: крупный строительный материал, настольный строительный материал, конструкторы;
- настольные игры: пирамиды, башни, матрешки, средства для нанизывания и складывания, лото, кубики, шашки, шахматы, картинки-кубики, парные картинки и т.д.;
- развлекательные игрушки: механические (заводные), электрические;
- средства для игр-постановок: комплекты для постановки различных сказок, театр теней и др.;
- материал для игр: природный материал (шишки, желуди и пр.), остаточные материалы.
3. Специальными средствами пользуются как на занятиях, так и для организации самостоятельной деятельности детей. К ним относятся:
- спортивный инвентарь для занятий физкультурой и развития двигательной активности в свободное время (мячи, кольца, скакалки и пр.),
- средства труда (доски, стенды, подставки и др.),
- средства для художественной творческой работы (музыкальные инструменты, краски, кисти, пластилин, глина и пр.).
Классификация учебных средств на основе программы
При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т.п. рекомендуется учитывать их функции в организации учебно-воспитательного процесса.
1. Организация повседневной жизни и воспитание детей. Для всех возрастных групп необходимо предоставить:
- образец режима дня в детском саду и дома;
- комплексы упражнений для утренней гимнастики;
- рекомендации для закаливания детей в детском саду и дома;
- рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;
- рекомендации для целесообразного одевания детей с учетом возраста и погоды.
Наглядный материал по этим разделам собирается в виде картин, альбомов, комплектов слайдов, диафильмов и пр.
Для развития у детей умения ориентироваться, их речи и свободной художественной деятельности необходимо иметь:
- материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины, диафильмы, транспаранты и пр.);
- комплекты различных материалов, из которых изготовлены предметы повседневного обихода (дерево, металл, пластмасса, ткани, мрамор, стекло и т.д.);
- методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;
- различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр.;
- различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.
2. Труд. Весь имеющийся материал рекомендуется классифицировать по основным типам труда детей:
- самообслуживание (одевание, умывание, уход за волосами и ногтями, уборка места игры и труда и пр.);
- работа в быту (дежурство и пр.);
- труд на природе (сад, уголок природы);
- изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);
- учебная работа.
По различным видам труда нужны:
- перечень средств труда для различных возрастных групп;
- рисунки инструментов труда;
- эскизы для оформления рабочих уголков (комнат);
- образцы предметов, изготовленные детьми и воспитателями;
- фотографии, альбомы, конспекты, статьи об опыте организации работы детей, об обучении приемам труда.
3. Игра. Этот подраздел включает:
- методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми типами игр (творческая игра, игра с правилами и т.д.);
- рекомендации для изготовления средств игры;
- репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);
- описания наиболее интересных и содержательных игр, иллюстрированные соответствующими средствами (рисунки, фотографии детских построек вместе с описанием постройки из песка, снега, строительного материала и пр., которые позднее можно использовать как образцы);
- настольные и словесные игры, настольные конструкторы;
- материалы для проведения учебных игр: небольшие игрушки из различного материала (звери, птицы, животные, куклы, их одежда, национальные костюмы и пр.), народные игрушки (матрешки и пр.), небольшие предметы домашнего обихода, дидактическая кукла (40 см и больше) с полным комплектом одежды на различные времена года, мебель, соответствующая размерам куклы (стул, стол, кровать, шкаф), и посуда.
4. Занятия. Этот раздел объединяет средства и материалы для реализации учебно-воспитательных задач на занятиях в ДОУ. Здесь необходимо разработать образец расписания занятий для всех возрастных групп с учетом правильного распределения умственной и физической нагрузки на неделю.
При систематизации средств и материалов рекомендуется исходить из конкретных типов занятий:
На занятиях по родному языку нужны:
- большие картины;
- маленькие картинки (открытки) в качестве раздаточного материала (как с изображением отдельных предметов, так и тематические);
- тематические альбомы, папки, комплекты иллюстраций;
- аудиозаписи, слайды, диафильмы и пр.;
- сборники загадок, пословиц, шуток, словесных игр;
- схемы-конспекты занятий;
- программная детская литература.
Для развития элементарных математических знаний необходимы:
- демонстрируемый материал (ознакомление с множеством и числом, с величиной и формой, ориентирование в пространстве и времени);
- раздаточный материал (один комплект на каждого ребенка);
- конспект в качестве образца.
Для изобразительной деятельности потребуются:
- альбом с работами по лепке, аппликации и декоративному рисованию;
- комплекты керамических игрушек;
- комплекты картин в соответствии с тематикой изобразительной деятельности;
- комплект средств труда (в расчете на одну группу).
На занятиях по музыкальному воспитанию требуются:
- методические рекомендации для проведения музыкальной деятельности в различных возрастных группах;
- аудиозаписи с программными пьесами;
- наглядные пособия и игрушки для обучения песням и танцам;
- музыкальные обучающие игры;
- детские музыкальные инструменты;
- музыкальные инструменты.
По возможности, средства, необходимые для музыкальных занятий, хранятся в зале в шкафах.
Для физического воспитания необходимы:
- методические рекомендации для проведения занятий;
- образцы конспектов занятий;
- описания подвижных игр, соответствующие средства;
- методические рекомендации для проведения спортивных дней и праздников;
- необходимый спортивный инвентарь.
Спортивный инвентарь, необходимый для проведения занятий, хранится в зале или в группе, где чаще всего проводятся занятия.
Заведующий и методист должны осуществлять систематическую проверку гигиенического и эстетического состояния инвентаря и по мере надобности мыть, ремонтировать, дополнять и обновлять его.
5. Праздники и развлечения. Для организации и руководства работой в этой области необходимы:
- методические рекомендации;
- папки, альбомы с рисунками и фотографиями для украшения зала, помещений для группы и всего детского сада к знаменательным датам и праздникам;
- программы для проведения тематических утренников, праздников, развлекательных вечеров;
- костюмы и их эскизы для танцев, постановок;
- игрушки для аттракционов, сюрпризов;
- магнитофонные записи наиболее интересных мероприятий (вечера сказок и др.);
- аудиозаписи;
- персонажи и атрибутика для кукольного театра;
- музыкальные инструменты, музыкальные игрушки.
6. Сотрудничество с семьей. Должны быть следующие материалы:
- план работы родительского комитета;
- материалы тематических выставок, касающиеся семейных проблем (фотографии, картины, статьи и пр.);
- материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;
- рекомендуемые для консультаций и бесед темы, доклады на родительских собраниях;
- настольные газеты по особо актуальным вопросам (проблемы, связанные со здоровьем детей, оборудование уголка игр для ребенка ясельного возраста, целесообразная одежда, обувь и т.д.).
7. Сотрудничество со школой. В этой области необходимы:
- перспективный и годовой планы;
- учебные программы для I класса;
- перечень средств, необходимых для школьника (фотографии, описания);
- конспекты занятий, вопросники по походам в школу и пр., которые помогают формированию у детей положительного отношения и интереса к школе.
8. Распространение педагогического опыта. Рекомендуется сосредоточить следующие материалы:
- дневники воспитательной работы;
- доклады для родителей и воспитателей, прочитанные в методических кружках и т.п.;
- планы учебно-воспитательной работы;
- иллюстрированный материал для ознакомления с опытом работы (фотографии, схемы, рисунки, детские работы, средства, изготовленные воспитателем и т.д.).
Требования к учебным средствам, имеющимся в методическом кабинете
Для успешной реализации задач учебно-воспитательной работы в ДОУ необходимо постоянно обновлять учебные средства. Важную роль в этом играют заведующая, методист и воспитатели ДОУ, часто сами изготавливающие необходимые средства. При это необходимо знать предъявляемые к учебным средствам ДОУ общие и специфические требования.
К общим можно отнести: педагогические, эстетические, гигиенические.
Педагогические требования предполагают:
- соответствие содержанию и задачам действующей в ДОУ программы с учетом психологических особенностей детей;
- соответствие основным требованиям обучения в дошкольном возрасте (посильность, наглядность, последовательность, постепенное повышение степени трудности и т.д.);
- разносторонняя и широкая возможность использования средства.
Эстетические требования:
- реалистическое изображение предмета;
- выразительное изображение предмета, которое вызывало бы в детях интерес, воздействовало на них эмоционально, развивало их эстетический вкус;
- учет национальных традиций (колорит, форма, материал);
- использование различных современных материалов и форм отделки.
Гигиенические требования:
- учет психофизиологических особенностей детей (цвет, размер, вес, поверхность, конструкция средств);
- недопустимость использования острых, бьющихся, режущих и прочих опасных материалов;
- гарантия безопасности небольших деталей (прочный способ закрепления).
Наряду с общими действуют и специфические требования к наглядным средствам. Так, к изобразительным материалам предъявляются следующие требования:
- изображенные на картине объекты должны быть типичными, с ясно выделяемыми характерными свойствами, содержать доступную для усвоения детьми информацию;
- композиция, размещение живых существ и предметов должны соответствовать особенностям восприятия детей, основные объекты должны быть изображены на первом плане более детально;
- материал, используемый для демонстрации, должен быть изготовлен в контрастных, подходящих друг к другу тонах, раздаточный материал - в свободно выбранных цветовых комбинациях, устойчивыми, прочными красками;
- объекты должны быть изображены ясными контурными линиями;
- напечатанные картинки наклеены на прочную бумагу, материал или картон;
- размеры демонстрируемых картин: 108ґґ72 см, 86ґ62 см, 54ґ36 см;
- размеры картинок, используемых в качестве раздаточного материала, зависят от задания: 10ґ15 см, 8ґ12 см, 6ґ9 см; они должны храниться комплектами в коробке.
Аудиовизуальные средства должны быть документальными, актуальными, с использованием различных форм: рассказ, драматизация, учебный поход и т.п.:
- изложение материала в определенной логической последовательности в посильном для детей темпе, живо, эмоционально;
- при изготовлении фильмов, слайдов предпочтителен крупный план, без малозначительных деталей;
- музыкальное сопровождение к фильмам необходимо использовать в тех случаях, когда оно способствует лучшему восприятию и осмыслению материала и эстетическому развитию;
- дикторский текст кинофильма или диафильма со звуковым сопровождением должен быть простым, лаконичным, строго соответствовать кадрам.
Природные средства (гербарии):
- экземпляры гербария должны быть прочно прикреплены к листу бумаги;
- у растений в гербарии должен быть стебель, лист, цветы, плоды, в нижнем правом углу листа гербария должна быть этикетка, где указано название растения;
- для защиты растений лист гербария необходимо покрыть промежуточным листом - плотной пленкой или бумагой;
- гербарии должны храниться в коробках вместе со списком растений на внутренней стороне крышек коробок;
- при изготовлении гербария рекомендуется использовать химические средства, чтобы продлить срок хранения.
Книги методического кабинета
В методическом кабинете книги должны быть систематизированы.
Мы приводим одну из возможных систематизаций.
1. Книги для воспитателей:
- документы по дошкольному воспитанию: программа по дошкольному воспитанию, приказы и инструкция, нормативы, циркуляры и т.д.;
- периодика: газеты, журналы, систематизация содержащихся в них статей на тему дошкольного воспитания;
- справочники: словари, энциклопедии и т.д.;
- учебно-методическая литература.
Разделы учебно-методической литературы могут быть следующими:
1. Общая педагогика.
2. Дошкольная педагогика.
3. Психология.
4. Гигиена.
5. Воспитание маленького ребенка.
6. Нравственное воспитание.
7. Умственное воспитание.
8. Физическое воспитание.
9. Эстетическое воспитание.
10. Родной язык.
11. Русский язык.
12. Изобразительная деятельность.
13. Развитие математических представлений.
14. Музыкальное воспитание.
15. Детские праздники.
16. Работа по обучению правилам уличного движения.
17. Игра.
18. Трудовое воспитание.
19. Сотрудничество с родителями.
20. Сотрудничество со школой.
21. Сборники.
2. Детская литература:
- программная литература по возрастным группам.
- детские журналы.
При систематизации детской литературы рекомендуется учитывать программную тематику учебно-воспитательной работы:
1. Детские периодические издания
2. Родина (родная деревня, поселок, район, город, столица).
3. Наши соседи (другие страны, их литература).
4. Мой дом (о различных событиях, работе и делах дома).
5. Профессии (книги, знакомящие с профессиями).
6. Умелые руки (книги о конструировании и ручном труде).
7. Хочу все знать (книги о сущности предметов и явлений, о технике, космосе).
8. Транспорт (транспортные средства, книги, рассказывающие о безопасности уличного движения).
9. В школе и по дороге в школу (книги, касающиеся школьной жизни).
10. Что такое хорошо и что такое плохо (нравственные проблемы в повседневной жизни детей)?
11. Мир животных (книги, рассказывающие о жизни животных).
12. Мир растений (знакомство с сообществами растений лесов, полей, лугов).
13. Сказки.
14. Стихи.
15. Книжки с картинками (для рассматривания в ясельных группах).
16. Первая книжка (книги с большими печатными буквами для обучения чтению).
17. Времена года (изменения в природе, деятельность людей в связи с временами года).
18. Сборники рассказов.
Для систематизации книжного фонда можно завести алфавитную тематическую картотеку. В педагогической работе отдается предпочтение тематической картотеке, т.е. систематизации как учебно-методической, так и детской литературы по разделам конкретных методик, тем и направлений учебно-воспитательной работы, проводимой в детском учреждении. В пределах каждой темы рекомендуется соблюдать алфавитную последовательность.
Желательно, чтобы рубрики тематических картотек газетных и журнальных статей совпали с темами методической литературы.
На карточке картотеки педагогического издания, статьи и пр. рекомендуется давать краткое содержание данного труда (аннотации) и показывать основные возможности использования его в работе. Карточка картотеки, заполненная таким образом, дает полную информацию и удобна для практического применения.
Картотека, ее содержание и назначение
Картотека обеспечивает:
- возможность быстро и легко найти необходимую информацию;
- возможность систематического пополнения библиотеки.
При увеличении количества карточек картотеки возникает необходимость в разделителях. С их помощью все карточки картотеки делятся на определенные группы, что позволит проще и легче находить отдельные карточки при помощи рейтера.
Разделители значительно увеличивают обзорность и системность картотек.
Разделители рекомендуется изготавливать из прочного картона, на котором вырезаются выступы.
При составлении картотек рекомендуется:
- избегать излишних карточек;
- объединять по возможности различные разделы программы в единую тематическую картотеку.
Использование, хранение и обновление учебных средств
При размещении учебных средств в методическом кабинете, зале, групповой комнате, кабинете медсестры или в других помещениях следует исходить из типа их использования. При размещении средств независимо от места необходимо гарантировать их доступность, понятность и сохранность.
Возможности для размещения имеющихся учебных средств и создания рабочей системы различны в каждом детском саду. Там, где работают только 1-2 группы, нередко отсутствуют специальные помещения и средства размещаются в кабинете заведующего (книги, технические средства и пр.) и в помещениях групп (специальные средства, используемые воспитателем).
В методическом кабинете прежде всего хранятся используемые воспитателем средства. Специальные средства (спортивный инвентарь, средства труда и пр.) рекомендуется размещать в помещениях (или в их непосредственной близости), где проводится соответствующая работа с детьми (зал, рабочие комнаты).
В помещениях групп размещаются средства и материалы, которыми пользуются дети. Кроме того, в этих помещениях рекомендуется размещать используемые воспитателем средства, которые специфичны только для данной возрастной группы. Особенно необходимо такое размещение в ясельных группах, а также в крупных детских учреждениях, где несколько параллельных групп, так как
- воспитателю трудно отлучиться от детей в методический кабинет, который находится в другом корпусе;
- с гигиенической точки зрения недопустимо использование одних и тех же средств в нескольких ясельных группах (средства могут оказаться источником инфекции);
- гарантируется целесообразное использование проектных решений (шкафы-кладовки в помещениях групп) и избегается перегруженность методического кабинета;
- гарантируется более целесообразное и эффективное использование учебных средств.
Самым целесообразным было бы размещение учебных средств в коробках, где они не пылятся. Коробки нумеруются, причем их нумерация должна совпадать с нумерацией тематических или предметных картотек.
Большие картины и таблицы рекомендуется хранить в висячем положении или в специальных ящиках. Картины должны быть снабжены рейками, веревками или крючками.
Картинки поменьше сортируются по темам в конверты или коробки. Картинки, которые предназначены для самостоятельного использования детьми, сортируются по необходимым темам (“Времена года”, “Знаменательные даты” и др.) или приклеиваются в альбомы и даются детям на период продолжения данной темы на занятии. Комплекты картинок, предназначенные для самостоятельной работы детей, должны быть доступны детям как по содержанию, так и по использованию.
При составлении квартальных планов и при подготовке занятий большой помощью для воспитателей являются тематические и предметные картотеки. В картотеках рекомендуется указывать тему, ее программное содержание соответственно возрастной группе, необходимые наглядные средства и раздаточный материал, рекомендуемую детскую и методическую литературу.
Тематические картотеки по всем разделам программы позволяют воспитателю более обстоятельно продумать ход занятия, используемые на занятии методы и приемы для достижения программных задач и значительно сократить время подготовки к занятию.
График использования учебных средств устанавливает каждое детское учреждение в соответствии со своими условиями и потребностями. Этой работой должен руководить старший воспитатель.
Пополнение и обновление средств рекомендуется планировать в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы.
На последнем педсовете учебного года рекомендуется анализировать порядок использования учебных средств, популяризировать малоиспользуемые средства. Вместе с тем подобный анализ дает обзор роли методического кабинета в организации учебно-воспитательной работы в данном детском учреждении. Из анализа становится ясной также необходимость обновления, реорганизации и приобретения материалов.
Важнее, чем систематическое изготовление средств и составление различных картотек, является повышение интереса воспитателей к целесообразному использованию имеющихся средств. Чтобы многочисленные собранные, обработанные и систематизированные учебные средства использовались шире, следовало бы воспитателей (особенно молодых специалистов) в ходе индивидуальных бесед, консультаций, собраний педсовета готовить по следующим основным моментам:
- ознакомление со средствами и системой их размещения;
- использование картотек (их содержание и назначение);
- ознакомление с новинками литературы;
- использование, хранение, возврат, обновление учебных средств.
Анализ учебно-воспитательной работы лучших ДОУ показал, что при организации методической работы большую помощь старшему воспитателю оказывают заведующие, воспитатели-методисты и другие члены коллектива. Помощь оказывается в основном при организации самосовершенствования по специальности в пределах конкретного детского учреждения (консультации, семинары, коллективные наблюдения и пр.), при оформлении стендов и выставок, при изготовлении схем, рисунков, новых учебных средств.
Источник http://www.tc-sfera.ru/magazines/education_management/archive/detail.php?ID=1579
- оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
- оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр.), от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала. При оформлении кабинета можно использовать фотографии, которые отражают работу детского учреждения, икебану, продукты детского творчества и пр.;
- основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.
- оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.
В методическом кабинете или вне его рекомендуется оформить стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором можно поместить: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).
На базе методического кабинета рекомендуется проводить как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки, посвященные следующим темам:
1. Праздники и знаменательные даты: перечень тематической литературы (стихотворения, песни, сценарии и пр. для различных возрастных групп), методики (занятия, беседы и т.д.), программы вечеров, рекомендации для оформления помещений и для сотрудничества с родителями.
2. Этапы реализации учебной программы: перечень рекомендуемой литературы по темам, средства и материалы для успешного ее осуществления.
3. Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.
4. Передовой педагогический опыт: статьи, доклады, иллюстративный материал (фотографии, схемы, рисунки).
Классификация учебных средств
Содержание и задачи учебно-воспитательной работы определяются программой ДОУ. Чем более умело подбираются наглядные средства обучения и чем более совершенна связь между наглядностью и другими методами обучения, тем более эффективно решаются программные задачи.
Учебные средства в ДОУ условно можно разделить на три большие группы: для воспитателя, для ребенка, специальные средства.
1. Средства, используемые воспитателем. Наглядные средства:
- печатные пособия - отдельные картинки, серии картин, альбомы, плакаты, комплекты фотографий, печатные настольные игры и пр.;
- аудиовизуальные фильмы, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, магнитофонные записи и т.д.;
- пространственные и натуральные объекты: гербарии (коллекции высушенных растений), муляжи (точный слепок предмета из воска, гипса и т.д.), фруктов, овощей и др., модели (копии реальных предметов в масштабе).
Технические средства:
- диапроектор (для демонстрации слайдов);
- графопроектор (для демонстрации транспарантов);
- магнитофон;
- проигрыватель;
- радио (для прослушивания детских передач, передач о природе и пр.);
- телевизор (для просмотра передач телешколы, детских передач);
- фотоаппарат.
2. Средства, используемые детьми, необходимы для организации различных игр (творческих, ролевых, подвижных, учебных, игр-драматизаций, игр с правилами).
Средства для игры можно подразделить на следующие:
- тематические игрушки: различные куклы, одежда и обувь для кукол (в соответствии с сезоном), постельные принадлежности, посуда, кукольная мебель, игрушка - инструмент труда (швейная машина, стиральная машина и пр.), игрушки-животные, комплекты игрушек, связанные с профессиями (парикмахер, врач и пр.);
- технические игрушки: повозки, средства транспорта, подъемные краны, паровозики;
- строительный материал: крупный строительный материал, настольный строительный материал, конструкторы;
- настольные игры: пирамиды, башни, матрешки, средства для нанизывания и складывания, лото, кубики, шашки, шахматы, картинки-кубики, парные картинки и т.д.;
- развлекательные игрушки: механические (заводные), электрические;
- средства для игр-постановок: комплекты для постановки различных сказок, театр теней и др.;
- материал для игр: природный материал (шишки, желуди и пр.), остаточные материалы.
3. Специальными средствами пользуются как на занятиях, так и для организации самостоятельной деятельности детей. К ним относятся:
- спортивный инвентарь для занятий физкультурой и развития двигательной активности в свободное время (мячи, кольца, скакалки и пр.),
- средства труда (доски, стенды, подставки и др.),
- средства для художественной творческой работы (музыкальные инструменты, краски, кисти, пластилин, глина и пр.).
Классификация учебных средств на основе программы
При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т.п. рекомендуется учитывать их функции в организации учебно-воспитательного процесса.
1. Организация повседневной жизни и воспитание детей. Для всех возрастных групп необходимо предоставить:
- образец режима дня в детском саду и дома;
- комплексы упражнений для утренней гимнастики;
- рекомендации для закаливания детей в детском саду и дома;
- рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;
- рекомендации для целесообразного одевания детей с учетом возраста и погоды.
Наглядный материал по этим разделам собирается в виде картин, альбомов, комплектов слайдов, диафильмов и пр.
Для развития у детей умения ориентироваться, их речи и свободной художественной деятельности необходимо иметь:
- материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины, диафильмы, транспаранты и пр.);
- комплекты различных материалов, из которых изготовлены предметы повседневного обихода (дерево, металл, пластмасса, ткани, мрамор, стекло и т.д.);
- методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;
- различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр.;
- различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.
2. Труд. Весь имеющийся материал рекомендуется классифицировать по основным типам труда детей:
- самообслуживание (одевание, умывание, уход за волосами и ногтями, уборка места игры и труда и пр.);
- работа в быту (дежурство и пр.);
- труд на природе (сад, уголок природы);
- изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);
- учебная работа.
По различным видам труда нужны:
- перечень средств труда для различных возрастных групп;
- рисунки инструментов труда;
- эскизы для оформления рабочих уголков (комнат);
- образцы предметов, изготовленные детьми и воспитателями;
- фотографии, альбомы, конспекты, статьи об опыте организации работы детей, об обучении приемам труда.
3. Игра. Этот подраздел включает:
- методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми типами игр (творческая игра, игра с правилами и т.д.);
- рекомендации для изготовления средств игры;
- репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);
- описания наиболее интересных и содержательных игр, иллюстрированные соответствующими средствами (рисунки, фотографии детских построек вместе с описанием постройки из песка, снега, строительного материала и пр., которые позднее можно использовать как образцы);
- настольные и словесные игры, настольные конструкторы;
- материалы для проведения учебных игр: небольшие игрушки из различного материала (звери, птицы, животные, куклы, их одежда, национальные костюмы и пр.), народные игрушки (матрешки и пр.), небольшие предметы домашнего обихода, дидактическая кукла (40 см и больше) с полным комплектом одежды на различные времена года, мебель, соответствующая размерам куклы (стул, стол, кровать, шкаф), и посуда.
4. Занятия. Этот раздел объединяет средства и материалы для реализации учебно-воспитательных задач на занятиях в ДОУ. Здесь необходимо разработать образец расписания занятий для всех возрастных групп с учетом правильного распределения умственной и физической нагрузки на неделю.
При систематизации средств и материалов рекомендуется исходить из конкретных типов занятий:
На занятиях по родному языку нужны:
- большие картины;
- маленькие картинки (открытки) в качестве раздаточного материала (как с изображением отдельных предметов, так и тематические);
- тематические альбомы, папки, комплекты иллюстраций;
- аудиозаписи, слайды, диафильмы и пр.;
- сборники загадок, пословиц, шуток, словесных игр;
- схемы-конспекты занятий;
- программная детская литература.
Для развития элементарных математических знаний необходимы:
- демонстрируемый материал (ознакомление с множеством и числом, с величиной и формой, ориентирование в пространстве и времени);
- раздаточный материал (один комплект на каждого ребенка);
- конспект в качестве образца.
Для изобразительной деятельности потребуются:
- альбом с работами по лепке, аппликации и декоративному рисованию;
- комплекты керамических игрушек;
- комплекты картин в соответствии с тематикой изобразительной деятельности;
- комплект средств труда (в расчете на одну группу).
На занятиях по музыкальному воспитанию требуются:
- методические рекомендации для проведения музыкальной деятельности в различных возрастных группах;
- аудиозаписи с программными пьесами;
- наглядные пособия и игрушки для обучения песням и танцам;
- музыкальные обучающие игры;
- детские музыкальные инструменты;
- музыкальные инструменты.
По возможности, средства, необходимые для музыкальных занятий, хранятся в зале в шкафах.
Для физического воспитания необходимы:
- методические рекомендации для проведения занятий;
- образцы конспектов занятий;
- описания подвижных игр, соответствующие средства;
- методические рекомендации для проведения спортивных дней и праздников;
- необходимый спортивный инвентарь.
Спортивный инвентарь, необходимый для проведения занятий, хранится в зале или в группе, где чаще всего проводятся занятия.
Заведующий и методист должны осуществлять систематическую проверку гигиенического и эстетического состояния инвентаря и по мере надобности мыть, ремонтировать, дополнять и обновлять его.
5. Праздники и развлечения. Для организации и руководства работой в этой области необходимы:
- методические рекомендации;
- папки, альбомы с рисунками и фотографиями для украшения зала, помещений для группы и всего детского сада к знаменательным датам и праздникам;
- программы для проведения тематических утренников, праздников, развлекательных вечеров;
- костюмы и их эскизы для танцев, постановок;
- игрушки для аттракционов, сюрпризов;
- магнитофонные записи наиболее интересных мероприятий (вечера сказок и др.);
- аудиозаписи;
- персонажи и атрибутика для кукольного театра;
- музыкальные инструменты, музыкальные игрушки.
6. Сотрудничество с семьей. Должны быть следующие материалы:
- план работы родительского комитета;
- материалы тематических выставок, касающиеся семейных проблем (фотографии, картины, статьи и пр.);
- материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;
- рекомендуемые для консультаций и бесед темы, доклады на родительских собраниях;
- настольные газеты по особо актуальным вопросам (проблемы, связанные со здоровьем детей, оборудование уголка игр для ребенка ясельного возраста, целесообразная одежда, обувь и т.д.).
7. Сотрудничество со школой. В этой области необходимы:
- перспективный и годовой планы;
- учебные программы для I класса;
- перечень средств, необходимых для школьника (фотографии, описания);
- конспекты занятий, вопросники по походам в школу и пр., которые помогают формированию у детей положительного отношения и интереса к школе.
8. Распространение педагогического опыта. Рекомендуется сосредоточить следующие материалы:
- дневники воспитательной работы;
- доклады для родителей и воспитателей, прочитанные в методических кружках и т.п.;
- планы учебно-воспитательной работы;
- иллюстрированный материал для ознакомления с опытом работы (фотографии, схемы, рисунки, детские работы, средства, изготовленные воспитателем и т.д.).
Требования к учебным средствам, имеющимся в методическом кабинете
Для успешной реализации задач учебно-воспитательной работы в ДОУ необходимо постоянно обновлять учебные средства. Важную роль в этом играют заведующая, методист и воспитатели ДОУ, часто сами изготавливающие необходимые средства. При это необходимо знать предъявляемые к учебным средствам ДОУ общие и специфические требования.
К общим можно отнести: педагогические, эстетические, гигиенические.
Педагогические требования предполагают:
- соответствие содержанию и задачам действующей в ДОУ программы с учетом психологических особенностей детей;
- соответствие основным требованиям обучения в дошкольном возрасте (посильность, наглядность, последовательность, постепенное повышение степени трудности и т.д.);
- разносторонняя и широкая возможность использования средства.
Эстетические требования:
- реалистическое изображение предмета;
- выразительное изображение предмета, которое вызывало бы в детях интерес, воздействовало на них эмоционально, развивало их эстетический вкус;
- учет национальных традиций (колорит, форма, материал);
- использование различных современных материалов и форм отделки.
Гигиенические требования:
- учет психофизиологических особенностей детей (цвет, размер, вес, поверхность, конструкция средств);
- недопустимость использования острых, бьющихся, режущих и прочих опасных материалов;
- гарантия безопасности небольших деталей (прочный способ закрепления).
Наряду с общими действуют и специфические требования к наглядным средствам. Так, к изобразительным материалам предъявляются следующие требования:
- изображенные на картине объекты должны быть типичными, с ясно выделяемыми характерными свойствами, содержать доступную для усвоения детьми информацию;
- композиция, размещение живых существ и предметов должны соответствовать особенностям восприятия детей, основные объекты должны быть изображены на первом плане более детально;
- материал, используемый для демонстрации, должен быть изготовлен в контрастных, подходящих друг к другу тонах, раздаточный материал - в свободно выбранных цветовых комбинациях, устойчивыми, прочными красками;
- объекты должны быть изображены ясными контурными линиями;
- напечатанные картинки наклеены на прочную бумагу, материал или картон;
- размеры демонстрируемых картин: 108ґґ72 см, 86ґ62 см, 54ґ36 см;
- размеры картинок, используемых в качестве раздаточного материала, зависят от задания: 10ґ15 см, 8ґ12 см, 6ґ9 см; они должны храниться комплектами в коробке.
Аудиовизуальные средства должны быть документальными, актуальными, с использованием различных форм: рассказ, драматизация, учебный поход и т.п.:
- изложение материала в определенной логической последовательности в посильном для детей темпе, живо, эмоционально;
- при изготовлении фильмов, слайдов предпочтителен крупный план, без малозначительных деталей;
- музыкальное сопровождение к фильмам необходимо использовать в тех случаях, когда оно способствует лучшему восприятию и осмыслению материала и эстетическому развитию;
- дикторский текст кинофильма или диафильма со звуковым сопровождением должен быть простым, лаконичным, строго соответствовать кадрам.
Природные средства (гербарии):
- экземпляры гербария должны быть прочно прикреплены к листу бумаги;
- у растений в гербарии должен быть стебель, лист, цветы, плоды, в нижнем правом углу листа гербария должна быть этикетка, где указано название растения;
- для защиты растений лист гербария необходимо покрыть промежуточным листом - плотной пленкой или бумагой;
- гербарии должны храниться в коробках вместе со списком растений на внутренней стороне крышек коробок;
- при изготовлении гербария рекомендуется использовать химические средства, чтобы продлить срок хранения.
Книги методического кабинета
В методическом кабинете книги должны быть систематизированы.
Мы приводим одну из возможных систематизаций.
1. Книги для воспитателей:
- документы по дошкольному воспитанию: программа по дошкольному воспитанию, приказы и инструкция, нормативы, циркуляры и т.д.;
- периодика: газеты, журналы, систематизация содержащихся в них статей на тему дошкольного воспитания;
- справочники: словари, энциклопедии и т.д.;
- учебно-методическая литература.
Разделы учебно-методической литературы могут быть следующими:
1. Общая педагогика.
2. Дошкольная педагогика.
3. Психология.
4. Гигиена.
5. Воспитание маленького ребенка.
6. Нравственное воспитание.
7. Умственное воспитание.
8. Физическое воспитание.
9. Эстетическое воспитание.
10. Родной язык.
11. Русский язык.
12. Изобразительная деятельность.
13. Развитие математических представлений.
14. Музыкальное воспитание.
15. Детские праздники.
16. Работа по обучению правилам уличного движения.
17. Игра.
18. Трудовое воспитание.
19. Сотрудничество с родителями.
20. Сотрудничество со школой.
21. Сборники.
2. Детская литература:
- программная литература по возрастным группам.
- детские журналы.
При систематизации детской литературы рекомендуется учитывать программную тематику учебно-воспитательной работы:
1. Детские периодические издания
2. Родина (родная деревня, поселок, район, город, столица).
3. Наши соседи (другие страны, их литература).
4. Мой дом (о различных событиях, работе и делах дома).
5. Профессии (книги, знакомящие с профессиями).
6. Умелые руки (книги о конструировании и ручном труде).
7. Хочу все знать (книги о сущности предметов и явлений, о технике, космосе).
8. Транспорт (транспортные средства, книги, рассказывающие о безопасности уличного движения).
9. В школе и по дороге в школу (книги, касающиеся школьной жизни).
10. Что такое хорошо и что такое плохо (нравственные проблемы в повседневной жизни детей)?
11. Мир животных (книги, рассказывающие о жизни животных).
12. Мир растений (знакомство с сообществами растений лесов, полей, лугов).
13. Сказки.
14. Стихи.
15. Книжки с картинками (для рассматривания в ясельных группах).
16. Первая книжка (книги с большими печатными буквами для обучения чтению).
17. Времена года (изменения в природе, деятельность людей в связи с временами года).
18. Сборники рассказов.
Для систематизации книжного фонда можно завести алфавитную тематическую картотеку. В педагогической работе отдается предпочтение тематической картотеке, т.е. систематизации как учебно-методической, так и детской литературы по разделам конкретных методик, тем и направлений учебно-воспитательной работы, проводимой в детском учреждении. В пределах каждой темы рекомендуется соблюдать алфавитную последовательность.
Желательно, чтобы рубрики тематических картотек газетных и журнальных статей совпали с темами методической литературы.
На карточке картотеки педагогического издания, статьи и пр. рекомендуется давать краткое содержание данного труда (аннотации) и показывать основные возможности использования его в работе. Карточка картотеки, заполненная таким образом, дает полную информацию и удобна для практического применения.
Картотека, ее содержание и назначение
Картотека обеспечивает:
- возможность быстро и легко найти необходимую информацию;
- возможность систематического пополнения библиотеки.
При увеличении количества карточек картотеки возникает необходимость в разделителях. С их помощью все карточки картотеки делятся на определенные группы, что позволит проще и легче находить отдельные карточки при помощи рейтера.
Разделители значительно увеличивают обзорность и системность картотек.
Разделители рекомендуется изготавливать из прочного картона, на котором вырезаются выступы.
При составлении картотек рекомендуется:
- избегать излишних карточек;
- объединять по возможности различные разделы программы в единую тематическую картотеку.
Использование, хранение и обновление учебных средств
При размещении учебных средств в методическом кабинете, зале, групповой комнате, кабинете медсестры или в других помещениях следует исходить из типа их использования. При размещении средств независимо от места необходимо гарантировать их доступность, понятность и сохранность.
Возможности для размещения имеющихся учебных средств и создания рабочей системы различны в каждом детском саду. Там, где работают только 1-2 группы, нередко отсутствуют специальные помещения и средства размещаются в кабинете заведующего (книги, технические средства и пр.) и в помещениях групп (специальные средства, используемые воспитателем).
В методическом кабинете прежде всего хранятся используемые воспитателем средства. Специальные средства (спортивный инвентарь, средства труда и пр.) рекомендуется размещать в помещениях (или в их непосредственной близости), где проводится соответствующая работа с детьми (зал, рабочие комнаты).
В помещениях групп размещаются средства и материалы, которыми пользуются дети. Кроме того, в этих помещениях рекомендуется размещать используемые воспитателем средства, которые специфичны только для данной возрастной группы. Особенно необходимо такое размещение в ясельных группах, а также в крупных детских учреждениях, где несколько параллельных групп, так как
- воспитателю трудно отлучиться от детей в методический кабинет, который находится в другом корпусе;
- с гигиенической точки зрения недопустимо использование одних и тех же средств в нескольких ясельных группах (средства могут оказаться источником инфекции);
- гарантируется целесообразное использование проектных решений (шкафы-кладовки в помещениях групп) и избегается перегруженность методического кабинета;
- гарантируется более целесообразное и эффективное использование учебных средств.
Самым целесообразным было бы размещение учебных средств в коробках, где они не пылятся. Коробки нумеруются, причем их нумерация должна совпадать с нумерацией тематических или предметных картотек.
Большие картины и таблицы рекомендуется хранить в висячем положении или в специальных ящиках. Картины должны быть снабжены рейками, веревками или крючками.
Картинки поменьше сортируются по темам в конверты или коробки. Картинки, которые предназначены для самостоятельного использования детьми, сортируются по необходимым темам (“Времена года”, “Знаменательные даты” и др.) или приклеиваются в альбомы и даются детям на период продолжения данной темы на занятии. Комплекты картинок, предназначенные для самостоятельной работы детей, должны быть доступны детям как по содержанию, так и по использованию.
При составлении квартальных планов и при подготовке занятий большой помощью для воспитателей являются тематические и предметные картотеки. В картотеках рекомендуется указывать тему, ее программное содержание соответственно возрастной группе, необходимые наглядные средства и раздаточный материал, рекомендуемую детскую и методическую литературу.
Тематические картотеки по всем разделам программы позволяют воспитателю более обстоятельно продумать ход занятия, используемые на занятии методы и приемы для достижения программных задач и значительно сократить время подготовки к занятию.
График использования учебных средств устанавливает каждое детское учреждение в соответствии со своими условиями и потребностями. Этой работой должен руководить старший воспитатель.
Пополнение и обновление средств рекомендуется планировать в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы.
На последнем педсовете учебного года рекомендуется анализировать порядок использования учебных средств, популяризировать малоиспользуемые средства. Вместе с тем подобный анализ дает обзор роли методического кабинета в организации учебно-воспитательной работы в данном детском учреждении. Из анализа становится ясной также необходимость обновления, реорганизации и приобретения материалов.
Важнее, чем систематическое изготовление средств и составление различных картотек, является повышение интереса воспитателей к целесообразному использованию имеющихся средств. Чтобы многочисленные собранные, обработанные и систематизированные учебные средства использовались шире, следовало бы воспитателей (особенно молодых специалистов) в ходе индивидуальных бесед, консультаций, собраний педсовета готовить по следующим основным моментам:
- ознакомление со средствами и системой их размещения;
- использование картотек (их содержание и назначение);
- ознакомление с новинками литературы;
- использование, хранение, возврат, обновление учебных средств.
Анализ учебно-воспитательной работы лучших ДОУ показал, что при организации методической работы большую помощь старшему воспитателю оказывают заведующие, воспитатели-методисты и другие члены коллектива. Помощь оказывается в основном при организации самосовершенствования по специальности в пределах конкретного детского учреждения (консультации, семинары, коллективные наблюдения и пр.), при оформлении стендов и выставок, при изготовлении схем, рисунков, новых учебных средств.
Источник http://www.tc-sfera.ru/magazines/education_management/archive/detail.php?ID=1579
Комментариев нет:
Отправить комментарий