ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД



Документы для поступления в ДОУ 

Заявление в ДОУ     

    Медицинская карта

   Свидетельство о рождении ребенка  

   Договор

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой вам, родителям, довольно сложно разобраться, к кому обратиться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?
Руководство
К администрации дошкольного учреждения относятся:
- заведующий детским садом,
-старший воспитатель
 -заместитель заведующего по административно-хозяйственной части. 
Заведующий детским садом.
Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая.
Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья - в соответствии с условиями договора.
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.
Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.
.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.
Основной педагогический состав
Воспитатель - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.
Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.
Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром - в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в19.00. 
В  период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог,
 работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает,
 с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания, организует и участвует во всех спортивных мероприятие района и города.
Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Вопросы коррекции
Педагог-психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.
Педагог  по изобразительной деятельности организует работу с детьми по одному или всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе занятия задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных занятий проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в поисковую и экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.
Медицинский работник
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра.
Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.
Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
К кому обратиться?
Все педагоги детского сада  имеют высшее профессиональное или среднее специальное образование. Каждый из педагогов (логопед, психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатель по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.
К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.
С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.
Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов, упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи.
Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.
Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.
 Режим работы
 У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.
Заведующий работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера.
У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 - часы, когда оба воспитателя группы работают вместе.
Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и работают по графику, который зависит от количества групп, которые они ведут.
Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день. График его работы может охватывать как на первую, так и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.
Старшая медсестра начинает работу в 8.00. В это время она помогает воспитателям вести утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными.



Скоро в детский сад.
Скоро в детский сад 

В сентябре ваш ребенок первый раз отправится в детский сад. Это не только увлекательное приключение, но и важный жизненный этап. Ему предстоит научиться ладить с окружающими, правильно излагать свои мысли и самостоятельно выходить из трудных положений. Пока длится летний отпуск, подготовьте ребенка к переменам. Помогите ему стать самостоятельным!

Вашему малышу исполнилось три года, и он готов выйти в «большой свет». Большой в прямом смысле слова: помещения (игровая комната, столовая, спортивный зал), люди (педагоги и другие, более взрослые дети), ежедневные занятия (первичная подготовка к школе) — все это будет для него иным, чем прежде, и жизнь его приобретет другой масштаб. Первое время ребенок наверняка будет растерян или даже подавлен этим новым миром. Поход в детский сад ознаменует важный этап развития малыша: он будет учиться жить в коллективе и в то же время привыкать к самостоятельности. Эти два главных навыка он должен приобрести в первый же год пребывания в детском саду. Разумеется, ребенка будет наставлять воспитательница, но обучение — это процесс цельный, поэтому и вы со своей стороны можете помочь малышу стать более независимым. Не стоит медлить: воспользуйтесь отпуском, чтобы направить ребенка по верному пути.
Что будет для него самым трудным? Разлука с вами. Если он уже способен мириться с ней, значит, он взрослеет. Не случайно специалисты советуют отдавать малыша в сад примерно в три года. Этот возраст соответствует вполне конкретному уровню развития ребенка: он уверенно ходит, неплохо выражает свои мысли, у него структурируется сознание и начинает проявляться стремление к независимости, которое вам следует всячески поощрять. Если вы сами искренне хотите, чтобы ребенок взрослел, то и у него это желание будет проявляться явственнее. Недостаточно постоянно твердить ему о том, что он уже не маленький, нужно соответствующим образом перестроить его повседневную жизнь.



Все вместе

Вовлекайте малыша в общее дело. Пусть поможет вам накрыть на стол, придержит миску, когда вы что-нибудь готовите, очистит яйцо для салата... Во время летних дней, которые вы проводите вместе, у вас есть масса возможностей передоверить малышу какие-нибудь мелкие хлопоты.
Если у него есть младший брат или сестренка, укрепите его в статусе старшего: пусть он даст малышу соску, напоет ему колыбельную. А «на сладкое» разрешите старшенькому посидеть с вами вечером, когда маленького уже уложили спать. Используйте это время для общения с ним. Внимательно выслушайте, что он вам расскажет, и дайте понять, что вам было интересно. Вместе поиграйте с ним в настольные игры. Это позволит ребенку помериться с вами силами и — кто знает — может быть, даже победить! Чем чаще вы будете привлекать его к участию в общих делах, тем быстрее он приобретет уверенность в себе.


Больше свободы

Скоро в детский садВы постоянно рядом с ребенком: вам трудно оставить его одного или доверить родственникам. Ваши мысли, ваши действия — все вращается вокруг него. Как же он может стать независимым? Настало время проявить некоторую «жестокость»: время от времени позволяйте ему поиграть наедине с друзьями, оставляйте подольше с папой, бабушкой или дедушкой и, главное, не вмешивайтесь, если он спорит с другими детьми. Постоянно стоя у ребенка за спиной, вы рискуете подавить его волю, а значит, впоследствии ему будет очень трудно проявить себя без вашей помощи.

Зову тебя по имени

Вы привыкли называть малыша «солнышком», «заинькой» или «котенком». Будьте осторожны! Пусть эти ласковые прозвища много значат для вас обоих, но, если пользоваться ими постоянно, ребенок будет ощущать сильную зависимость. Речь идет не о том, чтобы вообще исключить их из общения, но старайтесь как можно чаще называть ребенка по имени. Таким образом вы продемонстрируете, что признаете его самостоятельной личностью.


Счастье – это когда тебя понимают

В детском саду некоторые дети говорят мало или неумело: с трудом подыскивают слова, часто ошибаются, употребляют неточные выражения. Когда малыш чувствует, что его не понимают, он начинает нервничать. Воспитательницы подтверждают: чем больше трудностей испытывает ребенок с речью, тем более резко реагирует на непонимание окружающих. К тому же у многих родителей есть вредная привычка предвосхищать малейшие желания ребенка. Едва малыш откроет рот, они уже торопятся удовлетворить его просьбу. Иногда бывает достаточно одного взгляда или жеста, и малыш тут же получает желаемое.

В среде педиатров известен анекдот о мальчике, который никак не начинал говорить. Родители были в отчаянии: к какому бы специалисту они ни обращались, никто не мог объяснить причину его молчания. Однажды за столом уже повзрослевший мальчик попросил передать ему соль. «Почему же ты так долго молчал?» — воскликнула взволнованная мать. «До сих пор обслуживание было безупречным», — ответил сынок.

Овладение речью, умение к месту употреблять слова одна из главных задач первого года пребывания в детском саду. Вам следует мягко, но настойчиво приучать малыша правильно формулировать фразы — хотя бы наиболее значимые.Отдельная сложность состоит в том, что в каждой семье есть условные выражения, которые могут быть непонятны посторонним. Вот какую историю поведала молодая воспитательница, работавшая в младшей группе. Как-то раз к ней обратилась одна из девочек: «Я хочу сделать цветочек». Ей дали бумагу и карандаши. «Нет, не то», — сказала девочка. Ей принесли цветную бумагу. Но девочка продолжала капризничать, повторяла свою просьбу, начала нервничать, стучать ногами… Наконец воспитательница поняла, что нужно сделать, и отвела девочку в туалет. Оказывается, «сделать цветочек» означало сходить в туалет «по-большому». Мама нашла весьма поэтический образ!

Прощание с соской

Скоро в детский садСоске в детском саду не место. Из-за нее возникает множество гигиенических проблем: ребенок оставляет ее то тут, то там, она ходит по кругу… К тому же дети не всегда проявляют такт, и некоторые не преминут посмеяться над «грудным младенцем», сосущим соску. Чтобы отучить ребенка от этой привычки, не бойтесь проявить власть, если это необходимо. Разрешайте соску сначала только во время послеобеденного отдыха, а потом только перед ночным сном. И объясните, что в детском саду ее не будет вовсе. Что касается любимой игрушки, психологи признают, что она помогает легче перенести разлуку с матерью, поэтому детям можно иметь при себе, скажем, куклу или медвежонка. Потребуется некоторое время, чтобы научить ребенка узнавать свои личные вещи, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом. Эти навыки лучше всего прививать ему опять же заранее.

Федорино горе

«Чей это жилет?» Десять пар невинных глаз уставились на воспитательницу. Во всех детских садах происходит одно и то же: в конце дня всегда найдутся бесхозные шарфы, жилеты, варежки, шапочки… Дети привыкли к тому, что за ними подбирают разбросанные вещи, поэтому совершенно не заботятся об их сохранности и часто даже не узнают.

Помочь малышу стать самостоятельным необходимо, даже если в глубине души вам не очень хочется, чтобы он так быстро «взрослел». Его автономия – гарантия его уверенности в себе и успешного начала жизни в обществе.

Выход, конечно, существует: пришивать к одежде бирки. Но это довольно нудная работа. Решайте вместе с ребенком, что ему надеть. Ничего, что он еще не помнит своих цветов, скоро он научится их распознавать. Не позволяйте бросать жилет в прихожей, ботинки — в гостиной, а рубашку — в спальне. Пора приучаться к порядку!


Всегда с иголочки одет

Поначалу он будет делать это долго и мучительно. Зато как здорово выйти из комнаты самостоятельно одетым, пусть даже на правой ноге красуется левый ботинок! Маленькая хитрость: чтобы научить малыша отличать левую ногу от правой, приклейте к подошвам бумажки двух разных цветов. Это быстро поможет ему разобраться, где что. Чтобы завязать шнурки и застегнуть пуговицы, малышу потребуется больше ловкости и терпения: способность к точным движениям дети приобретают не сразу (девочки обычно быстрее, чем мальчики). В некоторых случаях спасением могут cтать ботинки на застежках-липучках.

За столом

Скоро в детский сад

Пора учиться пользоваться вилкой и ножом, а также пить из чашки, а не из бутылочки. И, наконец, кроме известных формул вежливости «пожалуйста», «спасибо» нужно приучить ребенка задерживаться ненадолго за столом, а не убегать сразу после того, как он проглотит последний кусок.




Все чисто

Если ребенок «забывает» проситься в туалет, не стоит чересчур беспокоиться, ведь у вас в запасе есть еще несколько недель. Лето – время благоприятное: трусики быстро высыхают на солнце. Во время послеобеденного отдыха не надевайте ему подгузники и поставьте горшок в туалет, в отведенное для него место.

Скоро в детский садПусть вас не тревожат мысли о том, что малышу скоро придется идти в садик. В детском саду «непредвиденные случаи» особенно часты в первые дни: дети неуверенно чувствуют себя в незнакомом мире и не решаются проситься в туалет. Не отчаивайтесь и не давайте отчаиваться ребенку: если он регулярно садится на горшок, то чистота будет обеспечена даже при некотором количестве «несчастных случаев». Если он из стыдливости не желает, чтобы взрослые сопровождали его в туалет, то должен научиться самостоятельно разоблачаться. Используйте брючки на резинке. Объясните ему, что нужно закрывать за собой дверь, тщательно вытираться и не разматывать весь рулон туалетной бумаги.


И, наконец, добейтесь того, чтобы он не забывал мыть руки. В общем, будьте принципиальны во всем, что касается гигиены: перед едой и после посещения туалета нужно мыть руки; следует пользоваться личными столовыми приборами и не пить из чужого стакана.


Режим – прежде всего

Понежиться в постели? И не мечтайте. Это привилегия холостяков или тех родителей, чьи дети уже выросли. Не разрешайте ребенку засиживаться допоздна с расчетом, что завтра можно будет подольше поваляться в кровати. Специалисты предостерегают: такие опыты могут иметь нежелательные последствия. Конечно, совсем без послаблений отпуск будет не так приятен, но не стоит грубо нарушать режим: ночной сон (в среднем 10 часов) и перерыв на послеобеденный сон — вот распорядок, который принят в детском саду и необходим для психического равновесия ребенка.
Не забывайте, что первые месяца три малыш будет привыкать к новому существованию, и этот период будет для него особенно утомительным. Поэтому лучше отправляться в детский сад в хорошей физической форме. В то же время не нужно заставлять его ложиться в кровать, если он слишком противится — это может привести к расстройствам сна. Предложите ему на это время заняться каким-нибудь спокойным делом: сложить головоломку, порисовать, послушать сказку или посмотреть картинки


Общий завтрак

Заведите обычай завтракать в кругу семьи. Если ваш малыш еще питается из бутылочки, постарайтесь приучить его к чашке. На этом новом этапе, кроме всего прочего, можно будет перейти к более разнообразной и более густой пище: кашам, хлебу, маслу, фруктам…
Завтрак — это не только хорошая подзарядка энергией. Он оказывает и благоприятное психологическое воздействие: по словам специалистов, дети, позавтракавшие вместе с родителями, проводят более счастливый день. Объясняя этот феномен, психологи используют образное выражение: они говорят, что утром дети «насыщаются» родителями и поэтому в течение дня не чувствуют, что им чего-то недостает. Так что заведите летом традицию семейных завтраков и следуйте ей после прихода вашего ребенка в детский сад.


Пусть в этот день будет праздник!

Скоро в детский садИтак, все справки собраны, прививки сделаны, улажены необходимые формальности. Заветный день настает. Постарайтесь превратить его в праздник.
• Приведя ребенка в сад, не убегайте сразу, как только тот отвлечется на новые игрушки, даже если так посоветует воспитательница. Ваш малыш уверен, что вы никогда его не бросите и никуда не пропадете вдруг, – не разочаровывайте его. Обязательно предупредите ребенка, что уходите ненадолго и скоро за ним вернетесь. Не обманите его ожиданий и не задерживайтесь. В первые дни достаточно 2–3 часов, проведенных в саду.
• Если малыш плачет и цепляется за вас, умоляя не бросать его, вам придется остаться с ним, а «уйти в магазин» вы сможете только через несколько дней. Не волнуйтесь и не расстраивайтесь. Главное – не спешить и не торопить ребенка. Рано или поздно он привыкнет, зато его нервная система останется в порядке и уверенность в вашей любви и поддержке только окрепнет.
• Поступление в детский сад даже при должной подготовке – огромный стресс для ребенка, поэтому постарайтесь создать вокруг малыша спокойную обстановку, атмосферу любви и участия: избегайте домашних ссор, конфликтов. На время прекратите походы в гости, в цирк, театр, поменьше смотрите телевизор. Сдерживайте собственные отрицательные эмоции, не ругайте ребенка за его выходки, не наказывайте за капризы, почаще хвалите и поощряйте.
• Основными проявлениями стресса при адаптации к новой обстановке, возможно, станут нарушения сна и расстройства аппетита, временная потеря оттренированных дома навыков самообслуживания, уменьшение словарного запаса. Малыш может начать шепелявить или изъясняться давно, казалось бы, забытыми «детскими» словечками. Все это пройдет в течение нескольких недель, как только он привыкнет к новой среде обитания
.


НЕ ИДЕАЛИЗИРУЙТЕ ДЕТСКИЙ САД

Рассказывать ребенку о его будущей жизни в детском саду следует сдержанно, стараясь избегать двух главных подводных камней: воспевания и драматизации. Ошибкой было бы идеализировать детский сад, говорить: «Там у тебя будет много друзей, ты будешь рисовать цветными карандашами и красками, играть в игры…» Если вы станете слишком расхваливать это заведение, малыш быстро разочаруется в нем. Не забывайте, ему предстоит оказаться среди десятка незнакомых ребятишек, он должен будет следовать определенным правилам, не нарушать запретов, слушаться воспитательницу. Все это потребует больших усилий.
В то же время не пользуйтесь детским садом как пугалом: «Если ты не прекратишь плакать, в детском саду над тобой будут смеяться!», «Будешь писаться, не пойдешь в детский сад!», «Ну же, не бойся, ты уже большой, тебе скоро идти в детский сад!»… И главное, не говорите с ребенком долго на эту тему. Лучше изобрести ролевую игру с участием любимых игрушек. Она успокоит и подбодрит вашего малыша.






Привыкнуть к садику.


Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами. И вы можете многое сделать, чтобы помочь своему ребенку привыкнуть к детскому саду.


Привыкнуть к садику.• Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое. Постарайтесь примерно за месяц до этого события поменьше бывать с ним.

• Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет.
• Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там.


• Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
• С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас.


• Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.
• Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
• Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.


• Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
• Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
• Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая" и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. "Вторая мама" для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

• Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его - не страшно, но шесть или семь раз - это уже вредно.
• Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
• •Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.

5 навыков будущего детсадовца.


5 навыков будущего детсадовца.

Отправить ребенка в садик или школу, пожалуй, одно из самых ответственных и волнительных решений для родителей. Готов ли малыш к столь радикальным переменам, легко ли пройдет адаптация и стоит ли торопиться? Многие родители сомневаются, когда в семье встает вопрос о том, отдать ли ребенка в детский сад или же нет. Существует ряд показателей, по которым специалисты определяют степень готовности малыша к детскому садику.



1. Отсутствие аффективной привязанности к матери

5 навыков будущего детсадовца.
Любопытно, что дети, которых отдали в ясли до двух лет, легче переживают разрыв с матерью и в качестве эмоциональной опоры начинают воспринимать группу сверстников, что, несомненно, помогает проще устанавливать дружеские связи. С другой стороны, теряется связь ребенка и мамы, и это негативно отражается на внутреннем ощущении любви и безопасности. Оптимальным для готовности к саду считается трехлетний возраст. К этому моменту ребенок должен уметь быстро (не более 15 минут) засыпать без матери и специальных успокаивающих манипуляций, спокойно оставаться на непродолжительное время с папой и другими родственниками, а также уметь себя развлекать и самостоятельно играть.




2. Вопросы кормления


При правильно сформированном пищевом режиме у ребенка не должно возникнуть отвращения к пище и плохого аппетита. В детском саду дети едят за столом без дополнительной стимуляции: мультики, книжки, игры и т.п.



3. Навыки самообслуживания

5 навыков будущего детсадовца.В США в детский сад принимают только детей, способных самостоятельно ходить на горшок и (!) вытираться. Дело в том, что многочисленные громкие скандалы плачевно отразились на местных нравах, не позволяя теперь нянечкам и воспитателям дотрагиваться до детей, кроме как за руку. В российский садиках все по-старому: и детей в младшей группе (3 года) только готовят к тому, что с четырех лет все придется делать самому. При этом малыши чувствуют такое сильное желание стать самостоятельными, что в короткие сроки сами начинают одеваться на прогулку, бегать в туалет и относить за собой посуду. И чем качественней была сформирована дома база для закрепления навыков, тем быстрее и успешнее пройдет обучение.



4. Крепкий иммунитет


Большинство детей болеют в первый год. Многие болеют сильно и подолгу. Говорят, это неизбежно, и даже не отдав малыша в садик, вы рискуете впоследствии столкнуться с той же проблемой, но уже в школе, пропуская учебную программу, что гораздо хуже. Легче приходится детишкам из многодетных семей, где с самого рождения ребенок подвергается атаке всевозможных вирусов и инфекций, принесенных старшими братьями и сестрами. Чтобы малыш не болел, его необходимо закаливать. Кстати, физиологи отмечают, что закаливание одних только ножек (например, обливание прохладной водой) приравнивается по терапевтическому эффекту к закаливанию всего организма в целом. Не стоит забывать также о поливитаминных препаратах и природных адаптогенах: мед, настои из трав и т.п. В случае возникновения затяжных болезней с тяжелыми осложнениями следует сдать анализы на возможные вирусные инфекции, особенно дыхательных путей.


5. Навыки общения

5 навыков будущего детсадовца.
Пройдет время, возможно совсем небольшое, и ребенку понадобятся усвоенные когда-то на детской площадке умения: знакомиться и завязывать отношения, приглашать в игру, уметь уступать и понимать чувства других детей, защищать себя от драчунов. Этому трудно научиться самому, поэтому в этом вопросе родители должны всячески помогать крохе, знакомя его с правилами и тонкостями общения, совместной игры, этикета.

Опытные мамы советуют не растягивать момент прощания. Обняли покрепче, поцеловали, дали четкую информацию о моменте своего возвращения: или и отдали ребенка из рук в руки воспитательнице. Родителям нужно сразу подготовиться к тому, что будут слезы и просьбы не вести в детский сад. Это неизбежно и нормально.

Самый первый в мире детский сад был организован в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем в Прусском городе Бад-Бланкенбурге. В своей книге "О воспитании человека" он писал, что детский сад основывается на двух свойствах, присущих всем племенам человечества: на свойстве детей играть и играть в обществе других детей. Отличительной особенностью тех садов было полное отсутствие сезонных эпидемий. Особые правительственные распоряжения обязывали родителей не посылать ребенка в детский сад, если в доме имеется заразный больной. А пол, мебель и игрушки два раза в день подвергались влажной уборке при открытых окнах.

Период адаптации


Едва получив путевку в детский сад, стоит начинать подготовку с ребенком. Это не должно стать для него неожиданностью. Объясните, что пойти в садик означает стать взрослым. А стать взрослым - какая привилегия. Можно, например, приурочить к сентябрю первое знакомство с шоколадом или икрой, или какой-то другой едой, которую не предлагали ранее. Желательно, конечно, чтобы ей не стал фастфуд или газированные напитки.
5 навыков будущего детсадовца.
Взрослый?! - значит, сам выбираешь себе одежду или игрушки в магазине. Начинаешь ходить в цирк и в театр на спектакли. А может быть, взрослому уже можно купить собачку или милого крошечного котенка, так как только большой ребенок сможет взять на себя ответственность заботиться о братьях наших меньших. Рассказывайте о садике, давая малышу исчерпывающее представление о том, с чем ему предстоит столкнуться: в садике большая группа детей, там очень весело, есть с кем поиграть, много игрушек; воспитательницы, как мамочки, очень переживают за детишек и будут стараться во всем помогать.

Не стоит заранее пугать тем, какое наказание последует за хулиганство и непослушание. Подразумеваем, что ребенок будет паинькой, а все остальное
узнает на месте. А вот основы послушного поведения было бы хорошо узнать из многочисленных детских стишков и рассказов о садике, мультиков и даже
кинофильмов.



Первый раз в детский сад


Первый раз в детский садВот и наступает новый этап в жизни ребенка и в жизни семьи – малыш идет в детский сад. Первые полгода для ребенка будут непростыми, и ему будет нужна ваша помощь. О грамотной адаптации ребенка в детском саду и проблемах, с которыми вы можете столкнуться читайте далее.

Адаптация ребенка к детскому саду – это приспособление малыша к новым условиям дошкольного учреждения, к педагогам и новому детскому коллективу. Ребенок в 2−3 года еще сильно привязан к маме, и разлука с ней и с близкими людьми переживается им очень тяжело. В норме у всех детей, имеющих теплые и близкие отношения с матерью, проявляются общие симптомы адаптации.




Увеличивается число заболеваний, чаще простудных; может слегка повышаться температура − проявление защитных сил организма в ответ на изменение привычных условий жизни.

Ребенок становится более возбудимым, плаксивым, расстраивается по пустякам, начинает испытывать большее количество страхов, и главный из них – что близкие люди не заберут его из детского сада.

Могут проявляться формы поведения, которые характерны для детей более младшего возраста, особенно у тех, у кого недавно появился брат или сестра.
Речь как бы регрессирует − исчезают прилагательные и существительные, малыш начинает употреблять упрощенные слова.

Проявляются отрицательные эмоции, в основном гнев. Повышается ранимость. Ребенок также может быть или сильно заторможен, или неуправляемо гиперактивен.
Нарушается аппетит. Дети могут или совсем отказываться от еды, или есть мало и редко. Иногда ребенок начинает переедать.

Сон у малышей может стать беспокойным и прерывистым.
Все это − нормальная реакция организма ребенка и его психики на новые условия жизни. Обозначенные симптомы исчезают, когда ребенок окончательно привыкает к детскому саду.


Кому легче?

Первый раз в детский садВ младшем дошкольном возрасте девочки адаптируются легче, чем мальчики, которые больше эмоционально привязаны к матери.
Дети с холерическим и сангвиническим темпераментом адаптируются легче. Сложнее всего приходится флегматикам. Они не успевают за темпом детского сада. И здесь родителям важно сообщить воспитателю об особенностях ребенка, чтобы педагог смог учитывать индивидуальные особенности малыша при организации воспитательного процесса в группе детского сада.


Дети, у которых есть старшие братья/сестры, испытывают меньше проблем в адаптации. Опыт общения со старшими детьми облегчает процесс установления контактов со сверстниками в группе. Если старшие дети в семье уже посещают детский сад, для малыша это положительный пример того, что дошкольное учреждение для детей не представляет никакой опасности.

Если на период адаптации приходится рождения еще одного малыша в семье, то старший может начать ревновать маму к новорожденному. Посещение детского сада ребенком начинает восприниматься как желание родителей избавиться от него и попытка уделить все внимание младенцу.


Три степени

Первый раз в детский садВыделяют разные степени адаптации к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая (последнюю специалисты называют дезадаптацией).

При легкой степени ребенок адаптируется к новой обстановке несколько недель, без видимых изменений в поведении и без особых хлопот для родителей и воспитателей.
При адаптации средней тяжести ребенок адаптируется к новому коллективу больше месяца и может заболеть.

При тяжелой степени адаптация протекает более полугода, малыш часто и подолгу болеет, резко нарушается его поведениеи эмоциональное состояние.



Осложняет процесс адаптации

Первый раз в детский сад• Проблемы во время беременности (токсикозы, инфекционные и хронические заболевания матери, курение, употребление алкоголя , осложнения во время родов (хирургическое вмешательство, асфиксия, родовая травма).
• Чрезмерная опека родителями ребенка, сильная эмоциональная привязанность ребенка к матери. Беспокойство и страхи матери по поводу пребывания ребенка в детском саду непроизвольно перенимаются ребенком.
• Адаптацию ребенка осложняют частные и затяжные конфликты в семье.
• Некоммуникабельность, неконтактность родителей. Чаще всего у таких родителей ребенок необщительный, что в последующем будет затруднять процесс установления отношений со сверстниками в детском саду.
• Неправильный тип воспитания: чрезмерная опека или, наоборо, недостаток внимания к ребенку.
• Отсутствие одного из родителей при повышенных требованиях к ребенку.
• Хронические или врожденные заболевания.



Как помочь ребенку

Первый раз в детский сад1 Тренируйте адаптационные механизмы ребенка.

Водите малыша в гости, на детские развлекательные мероприятия, в театры, парки. Малыша следует приучать к таким условиям, в которых ему придется приспосабливаться к новым условиям и менять формы своего поведения.


2 Проконсультируйтесь с врачом.


Педиатр оценит возможность влияния дородовых и послеродовых факторов. Отправлять ребенка в сад можно при условии, что он здоров. За год начните проводить закаливающие мероприятия − это укрепит общее физическое состояние ребенка и нервную систему малыша.

3 Создайте у себя положительный настрой.


Вы должны понимать серьезность переживаний и страхов ребенка. При этом не следует показывать ребенку собственные страхи и тревогу за него перед поступлением в детский сад. В дошкольных учреждениях работают профессионалы, которые имеют богатый опыт работы с детьми, могут подобрать индивидуальный подход к вашему малышу и помочь ему быстрее привыкнуть к детскому саду. Помните, что в больше преимущества в личностном и интеллектуальном развитии есть у детей, посещающих детский сад.


4 Создайте положительный настрой у ребенка.

Говорите при ребенке только положительно о детском саде и воспитательнице. Расскажите о своих детских впечатлениях о детском саде. Обратите внимание ребенка на то, чем он там будет заниматься, чему новому научится, что у него появятся добрые друзья. Если есть возможность, сходите с ребенком на детский утренник или спортивные состязания старших детей. Все это позволит сформировать у ребенка приятные представления о детском саде. Дайте в детский сад любимую игрушку, которая не позволит чувствовать себя одиноким.


Первый раз в детский сад
5 Будете объективны.
Имейте в виду, что адаптация к детскому саду для ребенка – непростой процесс, сопровождающийся изменениями в его поведении и эмоциональном состоянии. Постарайтесь максимально снизить влияние различных факторов, которые усложняют адаптацию, поймите всю серьезность переживаний и страхов ребенка.

6 Не отдавайте ребенка в детский сад в разгар кризиса 3-летнего возраста.

Кризис трех лет сопровождается целым комплексом «негативных» поведенческих реакций: бунтом, своеволием, непослушанием, капризами и проч. Это осложнит процесс адаптации.


7 Выберите оптимальный стиль воспитания своего ребенка.


Показывайте ребенку, что он вам по-прежнему дорог и любим. Будьте внимательны к различным поведенческим и эмоциональным реакциям. Не следует строго наказывать в это период за непослушание и капризы, за чрезмерную активность или, наоборот, пассивность. Стиль воспитания должен быть гибким и зависеть от особенностей ребенка, степени сложности его адаптации. Дома предоставьте ребенку возможность снять напряжение, поиграть в подвижные игры, полностью выразить свои эмоции.



8 Создайте благоприятную психологическую обстановку в семье.



Избегайте конфликтов и крупных семейных ссор. Уделяйте достаточно внимание ребенку, спрашивайте, как прошел день в детском саду, что было интересного. Можно выразить гордость за ребенка, что он такой взрослый и самостоятельный. Вечером беседуйте с ребенком о том, как что предстоит ему на следующий день, выражайте искренний интерес к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении. Поддерживайте у малыша интерес к детскому саду. Вечерами и в выходные дни играйте с ребенком в тихие семейные игры, слушайте спокойную музыку, читайте книжки, пойте песенки. Пред сном проведите «пятиминутки»: побудьте несколько минут с ребенком, погладьте его по голове, спинке, поделитесь чем-то радостным, что произошло у вас в течение дня, порадуйтесь достижениям ребенка.



Первый раз в детский сад
9 Подготовьте ребенка


За месяц до адаптации узнайте у воспитателя особенности режима группы детского сада и введите его дома. Учите ребенка всем возможным навыкам самообслуживания (мыть руки, лицо, есть самостоятельно, одеваться и раздеваться самостоятельно или с помощью взрослого). В период адаптации желательно снизить количество эмоционально-насыщенных мероприятий (походы в театры, в гости). Желательно, чтобы момент адаптации ребенка пришелся на отпуск мамы, и близкий человек отводил и забирал ребенка.


10 Адаптация к детскому саду должна быть постепенной.


Наиболее благоприятный период для адаптации – это середина лета. В это время у ребенка еще не ослаблен иммунитет, он много времени может проводить с детьми на прогулке. Узнайте у педагога, когда в группу одновременно поступает меньшее число детей. Педагогу легче уделить внимание каждому ребенку, когда малыши поступают в детский сад в разный период времени.




                                                   К детскому саду – готов!

Первое сентября – это важный рубеж не только в жизни первоклассника. Большие перемены ждут и малышей, отправляющихся первый раз в детский сад. Чтобы непростой период адаптации к новым условиям прошел мягко и безболезненно, начинайте принимать профилактические меры уже сейчас!


Прощание, запрещающее грусть
К детскому саду – готов!

Нежелание расставаться с мамой – одна из первых проблем, возникающих у малыша уже на пороге садика. Но если день за днем приучать его к этой мысли, то слез и переживаний можно будет избежать. Что же для этого делать?
• За несколько недель до садика оставляйте малыша с бабушкой или няней чаще, чем обычно. Покажите ему, что вы всегда возвращаетесь тогда, когда обещали. Можно даже придумать свой особый прощальный ритуал – секретное рукопожатие, поднятую ладонь или поцелуй при расставании. Начните его исполнять уже теперь.
• Заранее познакомьте будущего воспитанника с детским садом. Каждый раз, проходя мимо садика, обращайте на него внимание ребенка. По возможности зайдите вместе в группу, поговорите с воспитателем и прогуляйтесь по территории и зданию сада, чтобы в первый день оно не казалось малышу совсем чужим.
• Поменьше задавайте наводящие вопросы вроде «Тебе ведь очень хочется в садик?» А если ребенок категорично ответит «нет», разве это изменит ситуацию? Кроме того, постарайтесь не обещать то, на что вы не сможете повлиять.
• Помните, что дети чутко улавливают ваше настроение, поэтому прежде всего сами будьте спокойны и уверены в том, что все будет хорошо.


Все по полочкам

К детскому саду – готов!
Вашему малышу будет гораздо легче адаптироваться к детскому саду, если он заранее освоит полезные бытовые навыки. Чему стоит учить в первую очередь? Самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их насухо, самому ухаживать за собой после посещения туалета и не стесняться отпрашиваться туда с любых занятий и прогулок. Приучайте кроху раскладывать все вещи по местам, а для этого вам самим придется подавать ему пример аккуратности. И непременно промаркируйте все предметы одежды, которую ребенок будет носить в саду.


Процесс переодевания – один из самых сложных для малыша. Но вы существенно облегчите ребенку жизнь, подобрав подходящую одежду. Выбирайте то, что ребенок легко и быстро может надеть и снять самостоятельно. Если это брюки, то лучше с резинкой на поясе, если рубашка или кофта – то с минимумом пуговиц и застежек, если «молния» на куртке – то с большим язычком. Для сада вполне подойдет одежда с большими гладкими пуговицами и не слишком узкими петлями для них. Если на куртке есть кнопки, пусть ребенок попробует расстегнуть и застегнуть их перед покупкой. Важный момент: купленные вещи обязательно должны нравиться малышу. Надевая то, что ему хочется носить, ребенок быстрее научится обращаться с застежками.
Не стоит забывать и о хороших манерах. Ролевые игры – замечательный способ научить ребенка здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста» и «извините». Поиграйте, например, в «королевский прием», когда необходимо быть предельно вежливыми, правильно держать столовые приборы, не пачкаться и пользоваться салфеткой.


Золотые правила


Ваш ребенок уже начал ходить в детский сад? Тогда прислушайтесь к советам, подсказанным бывалыми родителями и воспитателями:
• Не забывайте общаться с другими родителями, чтобы получать полную и объективную информацию о происходящем в детском саду.
• Перед расставанием не задерживайтесь с ребенком надолго и не уходите незаметно. Если малыш не заметит, как вы ушли, то на следующий день он будет больше волноваться и не отпускать вас.
• Запаситесь терпением. Некоторые дети привыкают к саду быстро, другим нужно несколько недель. Сначала оставляйте малыша на два часа, затем – до обеда, позже – до сна.
• Не критикуйте воспитателя и не спорьте с ним в присутствии детей.
• Не ходите жаловаться к заведующей, прежде чем не обсудите проблему с воспитателем.



Учебные маневры


К детскому саду – готов!Надеемся, что наши конкретные рекомендации помогут малышу после нескольких тренировочных занятий в совершенстве овладеть мастерством надевания особо сложных предметов одежды.

Летающая куртка

Положите расстегнутую куртку спиной на диван или пол, рукава разложите в разные стороны. Пусть малыш встанет возле воротника куртки. Покажите ему, как нужно нагнуться, чтобы вставить руки в рукава. Малыш поднимет руки вверх над головой и убедится, как легко они сами проскользнут в рукава. Куртка будет надета.


Завязываем шнурки

К детскому саду – готов!Благодаря обуви на липучках, ребенок может переходить к обуви со шнурками только тогда, когда он сможет и захочет научиться их завязывать. У большинства детей необходимые моторные навыки формируются обычно к четырем-пяти годам. Учтите, что, если ваш малыш все еще держит карандаш в кулаке, а не тремя пальцами, он пока не готов обращаться со шнурками.
Есть два способа завязывать шнурки – с одной или с двумя петлями. Как определить, какой способ лучше подходит вашему ребенку? Если малыш способен выполнять руками различные движения одновременно – например, поднимать правую руку, а левую убирать за спину, то он может освоить «метод одной петли». Но лучше научить ребенка тому способу, который привычнее и удобнее для вас, и в дальнейшем его придерживаться.
Во время «урока» садитесь рядом с ребенком, а не напротив – тогда он лучше увидит и поймет, что нужно делать.
Разбейте процесс на маленькие шаги и используйте простые указания, например «Скрести шнурки и проведи один под этим мостиком» или «Сделай петлю, но оставь один конец подлиннее».
Предложите ребенку потренироваться с поясом от махрового халата. Некоторым детям легче усвоить завязывание узлов на крупных завязках.
Если малыш левша, а вы с мужем – правши, попробуйте найти взрослого левшу, который показал бы, как завязывать шнурки.


 Адаптация ребенка в детском саду.
Адаптация ребенка в детском саду.Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не мение посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.


Как помочь ребенку в перод адаптации.

Адаптация ребенка в детском саду.Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычками и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.



Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?


Адаптация ребенка в детском саду.Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
-наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
-неумение занять себя игрушкой;
-отсутствие необходимых культурно-гигиенических навыков и др.Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу дети c ограниченным опытом общения мама — ребенок, бабушка — ребенок, рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Адаптация ребенка в детском саду.Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.


Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Адаптация ребенка в детском саду.Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.


С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.Адаптация ребенка в детском саду.Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.


О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.


В 1 год 6 месяцев ребенок:

-держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
-отрицательно относится к нарушению опрятности;
-сообщает о физиологических потребностях;
-спокойно относится к умыванию. В 1 год 9 месяцев ребенок:
-самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
-самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
-обращает внимание на грязное лицо и руки;
-контролирует физиологические потребности;
-проявляет стремление к самостоятельным действиям;
-знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.


В 2 года ребенок:

Адаптация ребенка в детском саду.-ест аккуратно, не облизываясь;
-при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
-знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
-пользуется носовым платком (при напоминании);
-контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев ребенок:
-одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
-расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы.


В 3 года ребенок:


-одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
-складывает свою одежду перед сном;
-застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
-знает назначение многих предметов и их местонахождение;
-выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
-умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
-замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
-регулирует свои физиологические потребности;
-вытирает обувь при входе в квартиру;
-аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
-не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
-говорит слова благодарности, здоровается, прощается.



Условия успешной адаптации:


Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Адаптация ребенка в детском саду.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.


Адаптация ребенка в детском саду.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.


Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).

Адаптация ребенка в детском саду.Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.



2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя прежде всего успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Адаптация ребенка в детском саду.В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.