Все формы можно представить в виде двух вза¬имосвязанных групп: групповые формы методи¬ческой работы (педагогические советы, семина¬ры, практикумы, консультации, творческие мик¬рогруппы, открытые просмотры, работа по еди¬ным методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консульта¬ции, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методиче¬ской работы.
В рамках различных форм находят примене¬ние многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.
Объединяя формы и методы работы с кадра¬ми в единую систему, руководитель должен учи¬тывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как орга¬низационно-педагогическими, так и морально¬-психологическими условиями в коллективе.
Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.
Педагогический совет в детском саду как выс¬ший орган руководства всем воспитательно-об¬разовательным процессом ставит и решает конк¬ретные проблемы дошкольного учреждения.
Консультирование. Из разнообразных форм методической рабо¬ты в детском саду особенно прочно вошла в прак¬тику такая форма, как консультирование педаго¬гов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам пе¬дагогики, по заявкам воспитателей и т.д.
Любая консультация требует от старшего вос¬питателя подготовки и профессиональной компе¬тентности.
Значение слова «компетентность» раскрыва¬ется в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалифика¬ция (знания, опыт), позволяющие принимать уча¬стие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию оп¬ределенных знаний, навыков».
Итак, компетентность, так необходимая стар¬шему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, кото¬рые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная кон¬сультация корректируют работу педагога.
Основные консультации планируются в годо¬вом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.
Используя разные методы при проведении кон¬сультаций, старший воспитатель не только ста¬вит задачи передачи знаний педагогам, но и стре¬мится сформировать у них творческое отноше¬ние к деятельности.
Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.
При использовании частично-поискового ме¬тода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов дея¬тельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций исполь¬зуется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достовер¬ностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.
Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысли¬вать свой опыт под углом зрения научных выво¬дов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.
В зависимости от уровня квалификации педа¬гогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.
При обмене опытом между воспитателями, вы¬явлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической бе¬седы. В ходе беседы более детально раскрыва¬ются отдельные положения прочитанной методи¬ческой литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осущест¬вляется ориентация на дальнейшее самообразо¬вание. ¬
Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать прак¬тически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходи¬мо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональ¬ным опытом. Тот, кто готовит консультацию, дол¬жен составить обоснованный план беседы, позво¬ляющий ему четко представить, какие новые зна¬ния получают воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая бесе¬да, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.
В ходе консультации используется метод дис¬куссии.
По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуж¬дения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в от¬личие от беседы, в дискуссии необходима борь¬ба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других до¬полнительных вопросов, количество и содержа¬ние которых' невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой про¬фессиональной компетентности, педагогическо¬го мастерства, большой культуры, такта. Ведуще¬му дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать ат¬мосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершен¬ствовать свою деятельность.
В заключительном слове кратко анализируют¬ся выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.
Семинары и семинары-практикумы
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо¬ты в детском саду.
В годовом плане дошкольного учреждения оп¬ределяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.
Развернутость плана с четким указанием вре¬мени работы, продуманностью заданий привле¬чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же за¬нятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитате¬ли хотели бы получить ответ,
Руководителем семинара может быть заведую¬щая или старший воспитатель, приглашенные спе¬циалисты. К проведению отдельных занятий мож¬но привлекать воспитателей, специалистов, ме¬дицинских работников. Главной задачей семина¬ров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут вос¬питатели, имеющие опыт работы по данной проб¬леме. Например, на семинаре-практикуме по ике¬бане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные уме¬ния впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на за¬нятиях семинара по изготовлению елочных укра¬шений педагоги не только осваивают приемы ра¬боты с бумагой и другими материалами, но и раз¬рабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в группо¬вой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделка¬ми детей, родителей, педагогов. Педагоги при¬думывают сюрпризные моменты, подбирают ли¬тературный материал для создания сказочной ат¬мосферы в группе в эти дни.
К семинару «Особенности организации и про¬ведения наблюдений в природе в летний пери¬од» воспитателям заранее предлагаются вопро¬сы для обсуждения проблемы. Например: Как ча¬сто вы проводите наблюдения за объектами при¬роды на занятиях (экскурсиях), прогулках, в по¬вседневной жизни? Что считаете главным в ме¬тодике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие при¬емы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, раз¬виваете детскую пытливость, любознательность? Кaкoe влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в рабо¬те с детьми элементы экологического воспитания?
В ходе проведения занятий семинара-практику¬мa предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискус¬сий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы, Важно, чтобы итоги семина¬ров оформлялись в виде конкретных и реально
выполнимых рекомендаций, а их реализация на¬ходилась под контролем.
Все чаще поднимается вопрос о необходимо¬сти обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная
форма работы. К проведению такого семинара, могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как органи¬зовывать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара бу¬дет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет ро¬дителям на следующем занятии и даст конкрет¬ные рекомендации относительно методов инди¬видуального общения с ребенком.
Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только воз¬растет. Семинар как форма методической рабо¬ты отличается от семинара, практикуемого в выс¬ших учебных заведениях.
Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда плани¬руется постоянно действующий семинар на дли¬тельный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак ¬место его проведения. Это может быть методи¬ческий кабинет детского сада, групповая комна¬та или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по си¬стематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распростране¬ния педагогического опыта.
Четвертый признак - источник получения ин¬формации. Это и слово (доклады и содоклады уча¬стников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический ана¬лиз.
Следовательно, семинар не ограничен опре¬деленными рамками времени и не связан с по¬стоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изме¬нения в учебно-воспитательный процесс.
Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация, Тематика семинара должна быть актуальна для конкретно¬го дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.
Если семинар длительный, то хорошо подгото¬вить памятку участникам семинара, в которой ука¬зать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участ¬ников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противополож¬ных точек зрения, работа с нормативными доку¬ментами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их вы¬полнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Открытый показ.
У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют ра¬боту воспитателя, добивающегося наилучших ре¬зультатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».
«Передовой педагогический опыт - это сред¬ство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяю¬щее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).
Передовой педагогический опыт помогает вос¬питателю изучить новые подходы к работе с деть¬ми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессио¬нального мастерства. Передовой опыт зарожда¬ется в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот ре¬зультат. Это позволяет соизмерить свои возмож¬ности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.
Передовой опыт - самая быстрая, оператив¬ная форма, разрешения назревших в практике про¬тиворечий, быстрого реагирования на обществен¬ные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспи¬тания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда ус¬ловии успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практи¬ки, ибо представлен в живой, конкретной форме.
В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детс¬ких садах проводятся открытые показы, на кото¬рых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие воп¬росы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать сви¬детелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:
- пропаганда опыта;
- обучение педагогов методам и приемам ра¬боты с детьми и т.д.
Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра ру¬ководитель может сам рассказать о системе ра¬боты воспитателя, предложить вопросы, на кото¬рые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, при¬меняемых педагогом, рациональное использова¬ние пособий, оценить, комфортно ли детям.
Такая подготовка к открытому занятию помо¬жет руководителю интересно организовать обсуж¬дение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсужде¬нии первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается реше¬ние: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспи¬тателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.
Таким образом, планируя методическую рабо¬ту, необходимо использовать все виды обобще¬ния педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семи¬нары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.
Практика показывает, что изучение, обобще¬ние и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, про¬низывающей содержание и все ее формы и ме¬тоды. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развива¬ет педагогов. Будучи по существу теснейшим об¬разом связан с прогрессивными идеями педаго¬гики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наибо¬лее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.
В методическом кабинете дошкольного обра¬зовательного учреждения необходимо иметь ад¬реса педагогического опыта.
Деловые игры.
В настоящее время деловые игры нашли ши¬рокое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не мо¬жет быть достигнута более простыми, привыч¬ными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая играя является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наибо¬лее активизировать участников для достижения цели.
Но все чаще деловая игра используется в ме¬тодической работе как внешняя эффектная фор¬ма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или на¬учно-методические основы, и игра «не идет». Следовательно, дискредитируется сама идея при¬менения деловой игры. Итак, что же такое дело¬вaя игра?
Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управ¬ленческих решений в различных ситуациях, пу¬тем игры по заданным или вырабатываемым са¬мими участниками игры правилам. Нередко де¬ловые игры называют имитационными управлен¬ческими играми. Сам термин «игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе ме¬тодической работы.
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в раз¬решении реальных педагогических проблем.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профес¬сионального творческого мышления.
Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него бу¬дет неправильным. Здесь надо учитывать то об¬стоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может исполь¬зоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не про¬водили деловых игр, то лучше попробуйте исполь¬зовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочув¬ствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в сво¬ем коллективе.
Подготовить и провести деловую игру - про¬цесс творческий. Поэтому конструирование де¬ловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработан¬ной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.
Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо от¬работана игровая модель деятельности участни¬ков.
Существуют теоретически обоснованные ме¬тодик в конструировании и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать оши¬бок, способных свести на нет труд.
Если деловая игра используется с целью обу¬чения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обуче¬ния.
Непосредственная разработка материалов де¬ловой игры включает в себя следующие этапы: - создание проекта деловой игры; - описание последовательности действий;
- описание организации проведения игры; - составление задания для участников;
- подготовка оборудования.
«Круглый стол»
Это одна из форм общения педагогов. При об¬суждении любых вопросов воспитания и обуче¬ния дошкольников круговые педагогические фор¬мы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечи¬вает взаимодействие и открытость. Роль органи¬затора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацелен¬ных на достижение конкретной цели.
Литературная или педагогическая газета.
В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспита¬тели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессио¬нальные качества, необходимые в работе с деть¬ми, (сочинительство, владение речевыми навы¬ками, образность высказываний и т.д.)
Творческие микрогруппы.
Они возникли в результате поисков новых эффективных форм ме¬тодической работы. Такие группы создаются на исключительно доб¬ровольной основе, когда необходимо освоить ка¬кой-то новый передовой опыт, новую методику
или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпа¬тии, личной дружбы или психологической совме¬стимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.
Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обменива¬ются мнениями, спорят, предлагают свои вари¬анты. Важно, чтобы все это реализовалось в прак¬тике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умени¬ях педагога, то идет совместное изучение допол¬нительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута – группа распадается. В творческой микрогруппе нефор¬мальное общение, главное внимание здесь уде¬ляется поисковой, исследовательской деятельно¬сти, с результатами которой в последующем зна¬комится весь коллектив учреждения.
Работа над единой методической темой.
При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта фор¬ма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, зах¬ватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходи¬мо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигну¬того им уровня деятельности, интересов и запро¬сов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими ис¬следованиями и рекомендациями, с педагогиче¬ским опытом, накопленным практикой работы дру¬гих учреждений. Эти требования исключают изоб¬ретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-эксперименталь¬ную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообраз¬ность определения темы на перспективу, с раз¬бивкой крупной темы по годам.
Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической ра¬боты и сочетаться с темами самообразования вос¬питателей.
Самообразование.
Система непрерывного повышения квалифи¬кации каждого педагога ДОУ предполагает раз¬ные формы: обучение на курсах, самообразова¬ние, участие в методической работе города, рай¬она, детского сада. Систематическое совершен¬ствование психолого-педагогических умений вос¬питателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каж¬дые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. про¬исходит поступательное развитие самого субъек¬та. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, получен¬ные в предшествующей курсовой подготовке; спо¬собствует осмыслению передового опыта на бо¬лее высоком теоретическом уровне, совершен¬ствует профессиональные умения.
В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.
Самообразование - это самостоятельное при¬обретение знаний из различных источников с уче¬том интересов, склонностей каждого конкретно¬го педагога.
Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его со¬ставной частью.
В процессе самовоспитания у человека разви¬вается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.
Почему педагогу необходимо постоянно рабо¬тать над собой, пополнять и расширять свои зна¬ния? Педагогика, как и все науки, не стоит на ме¬сте, а непрерывно развивается и совершенству¬ется. Объем научных знаний с каждым годом уве¬личивается. Ученые утверждают, что знания, ко¬торыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.
Это обязывает каждого специалиста незави¬симо от полученного образования заниматься са¬мообразованием.
Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, по¬ собственной страстью. Всякое знание быть открытием, которое вы сделали»
Руководитель дошкольного образовательного учреждения, так организует работу, чтобы само¬образование каждого педагога стало его потреб¬ностью. Самообразование - это первая ступень¬ к совершенствованию профессионального ма¬стерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно об¬новляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опыта¬ми работы педагогов.
Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу выбравшему тему самообразования, по¬знакомиться с разными взглядами ученых и прак¬тиков на проблему. Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и рас¬положенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная кар¬точка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место изда¬ния. На обратной стороне можно составлять крат¬кую аннотацию или перечисление основных воп¬росов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель со¬ставляет каталоги, рекомендации в помощь за¬нимающемуся самообразованием, изучает влия¬ние самообразования на изменения в учебно-вос¬питательном процессе.
Однако очень важно, чтобы организация само¬образования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В мето¬дическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, форма и срок отче¬та. При этом форма отчета может быть следую¬щей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором вос¬питатель использует полученные знания в ходе самообразования. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
- работа в библиотеках с периодическими из¬даниями, монографиями, каталогами;
- участие в работе научно-практических се¬минаров, конференций, тренингов;
- получение консультаций специалистов, прак¬тических центров, кафедр психологии и педаго¬гики высших учебных заведений;
- работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных ме¬тодических центрах и др.
Результатом этих и других видов работ пе¬дагога является процесс рефлексии полученно¬го опыта и на его основе - построение нового опыта.
В рамках различных форм находят примене¬ние многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.
Объединяя формы и методы работы с кадра¬ми в единую систему, руководитель должен учи¬тывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как орга¬низационно-педагогическими, так и морально¬-психологическими условиями в коллективе.
Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.
Педагогический совет в детском саду как выс¬ший орган руководства всем воспитательно-об¬разовательным процессом ставит и решает конк¬ретные проблемы дошкольного учреждения.
Консультирование. Из разнообразных форм методической рабо¬ты в детском саду особенно прочно вошла в прак¬тику такая форма, как консультирование педаго¬гов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам пе¬дагогики, по заявкам воспитателей и т.д.
Любая консультация требует от старшего вос¬питателя подготовки и профессиональной компе¬тентности.
Значение слова «компетентность» раскрыва¬ется в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалифика¬ция (знания, опыт), позволяющие принимать уча¬стие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию оп¬ределенных знаний, навыков».
Итак, компетентность, так необходимая стар¬шему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, кото¬рые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная кон¬сультация корректируют работу педагога.
Основные консультации планируются в годо¬вом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.
Используя разные методы при проведении кон¬сультаций, старший воспитатель не только ста¬вит задачи передачи знаний педагогам, но и стре¬мится сформировать у них творческое отноше¬ние к деятельности.
Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.
При использовании частично-поискового ме¬тода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов дея¬тельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций исполь¬зуется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достовер¬ностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.
Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысли¬вать свой опыт под углом зрения научных выво¬дов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.
В зависимости от уровня квалификации педа¬гогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.
При обмене опытом между воспитателями, вы¬явлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической бе¬седы. В ходе беседы более детально раскрыва¬ются отдельные положения прочитанной методи¬ческой литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осущест¬вляется ориентация на дальнейшее самообразо¬вание. ¬
Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать прак¬тически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходи¬мо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональ¬ным опытом. Тот, кто готовит консультацию, дол¬жен составить обоснованный план беседы, позво¬ляющий ему четко представить, какие новые зна¬ния получают воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая бесе¬да, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.
В ходе консультации используется метод дис¬куссии.
По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуж¬дения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в от¬личие от беседы, в дискуссии необходима борь¬ба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других до¬полнительных вопросов, количество и содержа¬ние которых' невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой про¬фессиональной компетентности, педагогическо¬го мастерства, большой культуры, такта. Ведуще¬му дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать ат¬мосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершен¬ствовать свою деятельность.
В заключительном слове кратко анализируют¬ся выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.
Семинары и семинары-практикумы
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо¬ты в детском саду.
В годовом плане дошкольного учреждения оп¬ределяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.
Развернутость плана с четким указанием вре¬мени работы, продуманностью заданий привле¬чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же за¬нятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитате¬ли хотели бы получить ответ,
Руководителем семинара может быть заведую¬щая или старший воспитатель, приглашенные спе¬циалисты. К проведению отдельных занятий мож¬но привлекать воспитателей, специалистов, ме¬дицинских работников. Главной задачей семина¬ров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут вос¬питатели, имеющие опыт работы по данной проб¬леме. Например, на семинаре-практикуме по ике¬бане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные уме¬ния впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на за¬нятиях семинара по изготовлению елочных укра¬шений педагоги не только осваивают приемы ра¬боты с бумагой и другими материалами, но и раз¬рабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в группо¬вой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделка¬ми детей, родителей, педагогов. Педагоги при¬думывают сюрпризные моменты, подбирают ли¬тературный материал для создания сказочной ат¬мосферы в группе в эти дни.
К семинару «Особенности организации и про¬ведения наблюдений в природе в летний пери¬од» воспитателям заранее предлагаются вопро¬сы для обсуждения проблемы. Например: Как ча¬сто вы проводите наблюдения за объектами при¬роды на занятиях (экскурсиях), прогулках, в по¬вседневной жизни? Что считаете главным в ме¬тодике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие при¬емы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, раз¬виваете детскую пытливость, любознательность? Кaкoe влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в рабо¬те с детьми элементы экологического воспитания?
В ходе проведения занятий семинара-практику¬мa предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискус¬сий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы, Важно, чтобы итоги семина¬ров оформлялись в виде конкретных и реально
выполнимых рекомендаций, а их реализация на¬ходилась под контролем.
Все чаще поднимается вопрос о необходимо¬сти обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная
форма работы. К проведению такого семинара, могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как органи¬зовывать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара бу¬дет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет ро¬дителям на следующем занятии и даст конкрет¬ные рекомендации относительно методов инди¬видуального общения с ребенком.
Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только воз¬растет. Семинар как форма методической рабо¬ты отличается от семинара, практикуемого в выс¬ших учебных заведениях.
Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда плани¬руется постоянно действующий семинар на дли¬тельный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак ¬место его проведения. Это может быть методи¬ческий кабинет детского сада, групповая комна¬та или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по си¬стематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распростране¬ния педагогического опыта.
Четвертый признак - источник получения ин¬формации. Это и слово (доклады и содоклады уча¬стников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический ана¬лиз.
Следовательно, семинар не ограничен опре¬деленными рамками времени и не связан с по¬стоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изме¬нения в учебно-воспитательный процесс.
Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация, Тематика семинара должна быть актуальна для конкретно¬го дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.
Если семинар длительный, то хорошо подгото¬вить памятку участникам семинара, в которой ука¬зать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участ¬ников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противополож¬ных точек зрения, работа с нормативными доку¬ментами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их вы¬полнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Открытый показ.
У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют ра¬боту воспитателя, добивающегося наилучших ре¬зультатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».
«Передовой педагогический опыт - это сред¬ство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяю¬щее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).
Передовой педагогический опыт помогает вос¬питателю изучить новые подходы к работе с деть¬ми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессио¬нального мастерства. Передовой опыт зарожда¬ется в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот ре¬зультат. Это позволяет соизмерить свои возмож¬ности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.
Передовой опыт - самая быстрая, оператив¬ная форма, разрешения назревших в практике про¬тиворечий, быстрого реагирования на обществен¬ные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспи¬тания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда ус¬ловии успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практи¬ки, ибо представлен в живой, конкретной форме.
В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детс¬ких садах проводятся открытые показы, на кото¬рых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие воп¬росы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать сви¬детелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:
- пропаганда опыта;
- обучение педагогов методам и приемам ра¬боты с детьми и т.д.
Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра ру¬ководитель может сам рассказать о системе ра¬боты воспитателя, предложить вопросы, на кото¬рые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, при¬меняемых педагогом, рациональное использова¬ние пособий, оценить, комфортно ли детям.
Такая подготовка к открытому занятию помо¬жет руководителю интересно организовать обсуж¬дение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсужде¬нии первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается реше¬ние: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспи¬тателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.
Таким образом, планируя методическую рабо¬ту, необходимо использовать все виды обобще¬ния педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семи¬нары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.
Практика показывает, что изучение, обобще¬ние и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, про¬низывающей содержание и все ее формы и ме¬тоды. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развива¬ет педагогов. Будучи по существу теснейшим об¬разом связан с прогрессивными идеями педаго¬гики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наибо¬лее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.
В методическом кабинете дошкольного обра¬зовательного учреждения необходимо иметь ад¬реса педагогического опыта.
Деловые игры.
В настоящее время деловые игры нашли ши¬рокое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не мо¬жет быть достигнута более простыми, привыч¬ными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая играя является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наибо¬лее активизировать участников для достижения цели.
Но все чаще деловая игра используется в ме¬тодической работе как внешняя эффектная фор¬ма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или на¬учно-методические основы, и игра «не идет». Следовательно, дискредитируется сама идея при¬менения деловой игры. Итак, что же такое дело¬вaя игра?
Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управ¬ленческих решений в различных ситуациях, пу¬тем игры по заданным или вырабатываемым са¬мими участниками игры правилам. Нередко де¬ловые игры называют имитационными управлен¬ческими играми. Сам термин «игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе ме¬тодической работы.
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в раз¬решении реальных педагогических проблем.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профес¬сионального творческого мышления.
Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него бу¬дет неправильным. Здесь надо учитывать то об¬стоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может исполь¬зоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не про¬водили деловых игр, то лучше попробуйте исполь¬зовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочув¬ствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в сво¬ем коллективе.
Подготовить и провести деловую игру - про¬цесс творческий. Поэтому конструирование де¬ловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработан¬ной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.
Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо от¬работана игровая модель деятельности участни¬ков.
Существуют теоретически обоснованные ме¬тодик в конструировании и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать оши¬бок, способных свести на нет труд.
Если деловая игра используется с целью обу¬чения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обуче¬ния.
Непосредственная разработка материалов де¬ловой игры включает в себя следующие этапы: - создание проекта деловой игры; - описание последовательности действий;
- описание организации проведения игры; - составление задания для участников;
- подготовка оборудования.
«Круглый стол»
Это одна из форм общения педагогов. При об¬суждении любых вопросов воспитания и обуче¬ния дошкольников круговые педагогические фор¬мы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечи¬вает взаимодействие и открытость. Роль органи¬затора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацелен¬ных на достижение конкретной цели.
Литературная или педагогическая газета.
В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспита¬тели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессио¬нальные качества, необходимые в работе с деть¬ми, (сочинительство, владение речевыми навы¬ками, образность высказываний и т.д.)
Творческие микрогруппы.
Они возникли в результате поисков новых эффективных форм ме¬тодической работы. Такие группы создаются на исключительно доб¬ровольной основе, когда необходимо освоить ка¬кой-то новый передовой опыт, новую методику
или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпа¬тии, личной дружбы или психологической совме¬стимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.
Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обменива¬ются мнениями, спорят, предлагают свои вари¬анты. Важно, чтобы все это реализовалось в прак¬тике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умени¬ях педагога, то идет совместное изучение допол¬нительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута – группа распадается. В творческой микрогруппе нефор¬мальное общение, главное внимание здесь уде¬ляется поисковой, исследовательской деятельно¬сти, с результатами которой в последующем зна¬комится весь коллектив учреждения.
Работа над единой методической темой.
При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта фор¬ма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, зах¬ватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходи¬мо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигну¬того им уровня деятельности, интересов и запро¬сов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими ис¬следованиями и рекомендациями, с педагогиче¬ским опытом, накопленным практикой работы дру¬гих учреждений. Эти требования исключают изоб¬ретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-эксперименталь¬ную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообраз¬ность определения темы на перспективу, с раз¬бивкой крупной темы по годам.
Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической ра¬боты и сочетаться с темами самообразования вос¬питателей.
Самообразование.
Система непрерывного повышения квалифи¬кации каждого педагога ДОУ предполагает раз¬ные формы: обучение на курсах, самообразова¬ние, участие в методической работе города, рай¬она, детского сада. Систематическое совершен¬ствование психолого-педагогических умений вос¬питателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каж¬дые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. про¬исходит поступательное развитие самого субъек¬та. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, получен¬ные в предшествующей курсовой подготовке; спо¬собствует осмыслению передового опыта на бо¬лее высоком теоретическом уровне, совершен¬ствует профессиональные умения.
В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.
Самообразование - это самостоятельное при¬обретение знаний из различных источников с уче¬том интересов, склонностей каждого конкретно¬го педагога.
Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его со¬ставной частью.
В процессе самовоспитания у человека разви¬вается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.
Почему педагогу необходимо постоянно рабо¬тать над собой, пополнять и расширять свои зна¬ния? Педагогика, как и все науки, не стоит на ме¬сте, а непрерывно развивается и совершенству¬ется. Объем научных знаний с каждым годом уве¬личивается. Ученые утверждают, что знания, ко¬торыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.
Это обязывает каждого специалиста незави¬симо от полученного образования заниматься са¬мообразованием.
Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, по¬ собственной страстью. Всякое знание быть открытием, которое вы сделали»
Руководитель дошкольного образовательного учреждения, так организует работу, чтобы само¬образование каждого педагога стало его потреб¬ностью. Самообразование - это первая ступень¬ к совершенствованию профессионального ма¬стерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно об¬новляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опыта¬ми работы педагогов.
Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу выбравшему тему самообразования, по¬знакомиться с разными взглядами ученых и прак¬тиков на проблему. Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и рас¬положенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная кар¬точка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место изда¬ния. На обратной стороне можно составлять крат¬кую аннотацию или перечисление основных воп¬росов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель со¬ставляет каталоги, рекомендации в помощь за¬нимающемуся самообразованием, изучает влия¬ние самообразования на изменения в учебно-вос¬питательном процессе.
Однако очень важно, чтобы организация само¬образования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В мето¬дическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, форма и срок отче¬та. При этом форма отчета может быть следую¬щей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором вос¬питатель использует полученные знания в ходе самообразования. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
- работа в библиотеках с периодическими из¬даниями, монографиями, каталогами;
- участие в работе научно-практических се¬минаров, конференций, тренингов;
- получение консультаций специалистов, прак¬тических центров, кафедр психологии и педаго¬гики высших учебных заведений;
- работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных ме¬тодических центрах и др.
Результатом этих и других видов работ пе¬дагога является процесс рефлексии полученно¬го опыта и на его основе - построение нового опыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий