Консультации для воспитателей
Презентации к занятиям наших коллег из Тюменской области
Презентации к занятиям на портале "О детстве"
Для воспитания
этикета у детей необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой (обращение по именам, похвала).
2. Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной
обстановки).
3. связь с семьей
(единство требований детского сада и семьи).
Способы педагогического воздействия на детей:
·
Приучение (по образцу
поведения).
·
Упражнение (повтор
определенных действий).
·
Воспитывающие ситуации
(создание условий для применение навыка).
·
Поощрение (похвала).
·
Наказание (используется крайне
редко - осуждение негативного поступка).
·
Пример для подражания
(наглядный пример).
· Примеры из литературы (поступки героев).
·
Разъяснение (как и почему
следует поступать в той или иной ситуации).
· Беседа (возможность высказать свое мнение).
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками составляет
основу культуры поведения.
Задача родителей и педагогов -
воспитывать у детей культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества
хотят видеть взрослые в детях?
· Вежливость (искренность,
доброжелательность, уважение к окружающим).
·
Деликатность (не давать своими
действиями повода ощущать собственное превосходство).
· Предупредительность (внимание, помощ
окружающим).
·
Общительность (готовность
уступить игрушку товарищу, доброжелательность).
Культура деятельности - важнейший компонент культуры поведения.
Умение и навыки детей дошкольного возраста:
1.
бережное отношение к
вещам, книгам
игрушкам, природе;
2. подготовка рабочего места (к играм, занятиям, труду);
3. планирование времени и доведение начатого до конца;
4. приведение в порядок рабочего места после занятий (убирать игрушки после
еды);
5. мытье рук после трудовых поручений (вынос мусора, уборка пыли и т.д.);
6. организация дел по интересам (воспитание привычки "быть занятым").
Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения:
От воспитания у детей навыков личной и общественной
гигиены зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых. Поэтому необходимо:
1. самостоятельно мыть руки (с
мылом) перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
2. насухо вытирать руки,
пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта;
3. следить, чтобы все вещи
содержались в чистоте;
4. быть всегда опрятным, замечать
неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание и обучение
неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:
1. правильно сидеть во время еды;
2. аккуратно есть;
3. тщательно, бесшумно пережевывать
пищу;
4. уметь пользоваться столовыми
приборами, салфеткой;
5. уметь правильно накрыть стол.
Как научить?
1. прямое обучение;
2. показ, упражнения с выполнением
действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов
("Мойдодыр", "Федорино горе" и др.);
3. систематическое напоминание детям
о необходимости соблюдать правила гигиены.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
Умение и навыки детей дошкольного возраста:
1. бережное отношение к вещам, книгам
2. подготовка рабочего места (к играм, занятиям, труду);
3. планирование времени и доведение начатого до конца;
4. приведение в порядок рабочего места после занятий (убирать игрушки после еды);
5. мытье рук после трудовых поручений (вынос мусора, уборка пыли и т.д.);
6. организация дел по интересам (воспитание привычки "быть занятым").
Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения:
От воспитания у детей навыков личной и общественной гигиены зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Поэтому необходимо:
1. самостоятельно мыть руки (с мылом) перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.
2. насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта;
3. следить, чтобы все вещи содержались в чистоте;
4. быть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:
1. правильно сидеть во время еды;
2. аккуратно есть;
3. тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
4. уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
5. уметь правильно накрыть стол.
Как научить?
1. прямое обучение;
2. показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов ("Мойдодыр", "Федорино горе" и др.);
3. систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.
Читать далее: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (Beeducated.ru)
Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка

Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями. Родители, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.
Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволят ему самому открыть истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж.Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.
Теория вопроса разработана Н.Н.Поддъяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования.
Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования.
Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Например: Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делайте посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, мы его польем водой и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой". (При этом показать какую-нибудь травинку).
Если высаживайте рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руку сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет ни одного плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить". Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования.
Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Например: Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делайте посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, мы его польем водой и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой". (При этом показать какую-нибудь травинку).
Если высаживайте рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руку сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет ни одного плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить". Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.
Сюжетно-ролевая игра
Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника
Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всей психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Особенности ролевой игры дошкольника
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек ("Я-космонавт", "Я-мама", "Я-доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.Принято различать сюжет и содержание игры.
Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.
Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна "мама" будет бить и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая - читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со cвоей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия
В игре свобода рождает ответственность
Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие деятельностью дошкольника. В игре он делает только то, что хочет Ребёнок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, "правильного" использования. Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что многие взрослые видят в ней прежде всего забаву, источник радости и удовольствия.
Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами, быть серьёзным и ответственным. Как же такое становится возможным?
Для того чтобы ребёнок взял на себя роль какого-либо другого человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, правила и способ его поведения. Если мы хотим, чтобы дети брали на себя роли врачей, лётчиков или учителей, нужно, прежде всего, чтобы они выделили для себя правила и способы поведения этих персонажей.
Беря на себя роль взрослого, ребёнок тем самым берёт на себя определённый, понятный для себя способ поведения, присущий этому взрослому.
Последовательность действий той роли, которую берёт на себя ребёнок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Всякая попытка нарушить эту последовательность или внести элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили кошек, или чтобы шофёр продавал билеты, а кассир вёл автобус) вызывает бурный протест детей, а иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя роль в игре, ребёнок тем самым принимает систему жёсткой необходимости выполнения определённых действий в определённой последовательности. Так что свобода в игре весьма относительна - она существует только в пределах взятой на себя роли.
Но всё дело в том, что эти ограничения ребёнок берёт на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребёнку максимальное удовольствие. Обычно ребёнок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключённому в роли.
Многие взрослые считают игру бессмысленной деятельностью, поскольку в ней нет цели и результата. Но в творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку
Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете, содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребёнка можно представить как переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Д.Б.Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребёнок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребёнка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребёнка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребёнку) становится главным содержанием игры и задаёт смысл игровой деятельности.Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определённых действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: "трут морковку", "режут хлеб", "моют посуду". При этом результат действия не используется детьми - нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развёрнуты, они не могут быть сокращёнными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребёнка.
В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры - если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб - то всё это даётся "детям" на обед. Действия, производимые ребёнком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.
Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после второго не подают". Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.
Выделенные этапы не являются прямым следствием возраста. Развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.

ПОИСКОВО–ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Поисково-познавательная деятельность детей 3 – 7 лет предполагает решение следующих задач:
• Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Обеспечивают развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.
Этапы усложнения в поисково-познавательной деятельности дошкольников.
Младшая группа
1. Выполнять действия в соответствии с пиктограммой. Определять содержание деятельности (например, рассказать о свойствах материала или предмета).
2. Учиться рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее – прошлое – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (например, пенек, табурет, стул, кресло) или живой природы (яйцо, цыпленок, курица).
Средняя группа
1. Выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями. Определять цели и достигать соответствующих результатов.
2. развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки вещества, материалов, предметов.
3. Используя системный подход, формировать представление о себе (прошлое, настоящее, будущее; строение частей тела и пр.), своей семье (члены семьи как части системы во временном развитии). Расширять представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости. Понимать, что такое функция.
Старшая группа
1. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:
• Высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;
• Определять цель деятельности, условия его достижения;
• С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
2. Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, особенности их взаимодействия.
3. Познакомиться с понятиями линия, система, подсистема. Связи с системами и подсистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.
Подготовительная к школе группа
1. Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
2. Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
3. Развивать умение анализировать объект и пре дставлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.).
Младшая группа
Живые растения – обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдения; за такими растениями способны ухаживать. Это комнатные растения 3 – 4 видов в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветами. Можно выбрать из списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амариллис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонек), гортензия, хризантема.
Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытье широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).
Искусственные растения – для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выполненным «двойникам» реальных растений (сравнение объектов по признаку «живое – неживое»).
Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; «игровые» посевы (зеленые колобки, ежики и др.), садик для Дюймовочки (макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами); букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (желуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.
Лабораторный материал для экспериментирования: песок разного цвета, сосуды для воды, песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним; материал для изготовления цветного льда; материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов); бумага разного цвета и плотности; материал для игр с мыльной пеной; поролон цветной, пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, фольга разного цвета, предметы для игр с тенью; зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Простейшие приборы и приспособления: лупы; «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы), «ящик ощущений» (волшебный сундучок, чудесный мешочек), сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой; игрушки в закрытой прозрачной емкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», сделанные из контейнеров из «киндерсюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами – мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и пр.).
Дидактическая игра «Найди пару»:
- «шумящие коробочки» (коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки; задача ребенка – подобрать похожие по звучанию);
- «теплые» сосуды (для упражнений с водой разной температуры).
Дидактическая игра «Найди одинаковые»:
- «звонкие бутылочки» (емкости, заполненные разным количеством воды и подвешенные к опоре; если по ним стучать, издают разные по тональности звуки).
- различные игры-вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.
Простейший календарь природы из 2 – 4 страниц (картина с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами).
Макеты (плоские и объемные): «Кто живет в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растет на лугу» и тд.
Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времени года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).
Средняя группа
Комнатные растения: к 3 – 4 видам, имеющимся в центре младшей группы, добавляют 2 – 3 новых вида, с учетом следующих требований:
1. Разнообразие:
- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);
- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.);
- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.
Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например:
Младшая группа Средняя группа
- фуксия гибридная - все растения младшей группы плюс
- фикус эластика герань крупноцветковая, бальзамин
- бальзамин-огонек и фиалка узумбарская
- герань зональная
2. Предпочтение отдается обильно и эффектно цветущим видам с яркоокрашенными листьями.
3. Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);
4. За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.
5. Желательно наличие различных видов аквариумных растений - плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющиеся в грунте.
Искусственные растения – для сравнения и выделения признаков живого.
Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы, внесенные с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесенные с участка цветущие осенью декоративные растения (например: астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов выгонка тюльпанов; «игровые» посадки для организации различных игр; сезонные декоративные растения в композициях-букетах.
Лабораторный материал:
- тот же, что и в младшей группе (основа подбора – интерес, уровень знаний детей), а также земля и глина разного цвета и качества, мел; оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, для игр с мыльной водой и пеной, светом; краски; погремушки, некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета), крахмал, мука;
- приборы: песочные часы, весы, компас, разные термометры, в том числе и тактильные.
Календарь природы из четырех блоков:
I. Картина сезона, модели года и суток.
II. Календарь – с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и тд.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
III. Наглядно-схематическая модель наблюдений за изменениями в природе.
IV. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
Макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, птичьего двора. Парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).
Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времени года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических – кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т.д.)
Старшая группа
Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 2 – 3 новых вида, чтобы в центре были растения:
- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
- с разнообразными типами стеблей (вьющимся, лазящим, древовидными, утолщенными, ребристыми и т.п.);
- с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности);
- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фуксии, традесканции, плюща);
- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).
Предпочтение отдается обильно цветущим видам, создающим красочный уголок.
Искусственные растения – для сравнения.
Сезонные растительные объекты:
- зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; теплички для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные «игровые» и экспериментальные посадки);
Лабораторный материал:
- разнообразные доступные приборы (разные лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, фонарики, «волшебные» картинки (стереоскопические и др.);
- цветные очки, бинокли, линзы, магниты, резина, гибкий пластик;
- более разнообразный по сравнению со средней группой материал для исследования: разная пластмасса, стружки, опилки различных пород дерева;
- безопасные красители, безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ);
- оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.
Календарь природы (более сложный) – разнообразные модели, отражающие высоту стояния солнца, температуру воздуха, фенологические изменения в природе, например – поведение птиц, в зависимости от природы и сезона и т.п.
Макеты: часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедника, национального парка, минералогических заказников)
Музейные и коллекционные материалы: коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород.
Подготовительная группа.
Комнатные растения: к уже имеющимся в старшей группе добавляют 3 – 4 новых вида, с учетом того, что это должны быть растения:
- приспособления к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбтвые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зеленая (герань, цикламен и др.); теневыносливые – листья темно-зеленые, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); засухоустойчивые – листья опущены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ, гаворция);
- дающие плоды (перец, лимон, гранат);
- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, петушиный гребень – целозия, бальзамин однолетний и др.); луковицами (выскочка, амариллис и др.); клубнями (глоксиния, ахименес и др.); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» (камнеломка, хлорофитум, у которого «усы» расположены на цветочных стрелках); «живородящие» растения (бриофиллум);
- лекарственные и фитонцидные (можжевельник, алоэ, каланхоэ и др.),
Желательны сезонные композиции с использованием живых растений, цветников, выполненные в разных художественных стилях.
Искусственные растения: сезонные композиции выполненные в разных художественных стилях и с использованием природного и искусственного материала.
Сезонные растительные объекты:
- зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; материал на выгонку (сирень, тюльпан, крокус и др.); посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина, авокадо, хурмы, айвы и др.); «игровые» посевы и посадки;
- растения, перенесенные в помещение из цветника, огорода – вместе с почвой (например: перец, декоративная капуста).
- разнообразные экологически и эстетически ценные водные растения в аквариуме.
Сезонные объекты временного содержания:
- объекты на выгонку, витаминная грядка, посевы и посадки плодовых комнатных растений (лимон, апельсин, мандарин, комнатный перчик и др.);
- крошечный садик;
- крокусы
Лабораторный материал: тот же, что и в старшей группе, плюс оборудование для выращивания кристаллов (поваренной соли), получения мыльных пузырей из подмороженной мыльной пены; «волшебный» фонарь; попрыгунчики на резинке; «печатки» из пробки, моркови, картофеля; копировальная бумага разного цвета для экспериментирования, фольга, «снежный фонарь» - положенный в снежную ямку в снегу источник света
Календарь природы - наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами или другими объектами природы.
Макеты: сезонные ландшафты; «моховой садик»; «сад камней», «пингвины на льдине»; жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома, юрты, хижины, чумы, иглу и др.).
Музейные и коллекционные материалы: репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки различных растений, в том числе и обитателей других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.
В ПРЕДДВЕРИИ ОСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ ПРЕДЛАГАЮ:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ИГРАЕМ C ПАЛЬЧИКАМИ»
Малыш уже в первые недели после рождения делает открытие, что его руки – замечательный, подвижный «инструмент». Собственные пальчики – это первая игрушка ребёнка. Он забавляет себя своими ручками: подносит их к лицу, опускает, снова подносит к лицу. Ребёнок знакомится со своим телом – разглядывает, ощупывает его. Пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Следовательно, движения пальцев и кистей рук ребёнка способствуют не только его физическому развитию, но также и умственному. О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, развивают психику, речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. В России известны многие старинные забавы с пальчиками. Одна из них – «Полетушки» - описана в словаре В.И. Даля: все дети садятся вокруг стола и кладут на стол по пальчику. Водящий начинает игру, называет какую-нибудь птицу или летучее насекомое, а назвав его, поднимает палец вверх и быстро опускает на стол. Дети делают то же. Если кто-то прозевает, не успеет поднять/опустить палец или «полетит» тогда, когда водящий, обманывая, называет вещь или нелетучее животное, это считается ошибкой и за неё проигравший даёт залог. Уникальным средством для развития подвижности и гибкости пальцев, кистей рук ребёнка являются ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Благодаря очень увлекательным пальчиковым играм вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они способствуют развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка.
Традиционные пальчиковые игры делятся на две группы:
- игровой фольклор - прибаутки, потешки, пестушки, забавы, обращенные к детям младенческого и раннего возраста;
- игры с правилами для детей постарше.
Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой (см. Приложение, например, игру «Маленький паук»). Трёхлетние малыши осваивают игры для двух рук (например, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая — мышку). Четырёхлетние дети могут играть в игры, в которых несколько явлений сменяют друг друга (см. Приложение, например, игру «Гроза»). Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким реквизитом — бусинами, шариками, карандашами, кубиками и т. д. (см. Приложение, например, игру «Петушок»).
* Все пальчиковые игры надо начинать с весёлой разминки- сгибания и разгибания пальчиков (см. Приложение, например, игру «Наши пальчики»).
* Помимо сжимания и разжимания пальцев важно уделять внимание их расслаблению. В данном пособии (см. Приложение) имеется немало направленных на это упражнений: «Сороконожки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Осьминоги», «Оркестр», «Капитан», «Весёлые лошадки», «Маленький художник» и др.
* Перед игрой надо обсудить с малышом её содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.
* Следует медленно показать позу пальцев и кисти руки. Если малыш не может самостоятельно принять позу и выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.
* Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение), т. к. объём внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу «отбить» интерес к игре. Стимулируйте подпевание ребёнка, старайтесь «не замечать», если он поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи.
* Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть руку вправо, и на¬оборот.
Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх. В книге есть много упражнений на удержание позы: «Слон», «Козочка», «Барашки», «Червячки», «Краб», «Краб-хвастун», «Крокодил», «Черепашка», «Яблони», «Сова», «Солдатики», «Воздушный шарик», «Заборчик», «Любопытная ворона», «На высокой скале», «Радуга» и др.
Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребёнка навыков самообслуживания (застегивание и расстёгивание пуговиц, молний и т. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождают¬ся стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок», «Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики», «Пальчики-забияки» и др.
В пособии (см. Приложение) я предлагаю задания на развитие не только первых трёх пальцев (социальная зона руки), и так активных в быту, в общении, но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного пальца и мизинца (которые часто остаются без внимания): «Слон», «Козочка», «Барашки», «Цветок», «Танец», «Наши пальчики», «Радуга».
Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма и прочему. Персонажи предлагаемых мной пальчиковых игр (бабочка, паук, рыбки, крокодил, лошадки, кит и др.) очень нравятся маленьким детям. Одни игры готовят малыша к счёту («Цветок», «Маленький художник»), в других он должен действовать, используя обе руки, что помогает усвоить понятия «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Ось¬миноги», «Яблони», «Танец», «Паром», «Радуга» и др.). Игры с пальчиками развивают кисти рук (появляется подвижность, гибкость), что облегчает приобретение навыков рисования и письма.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребёнок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых он гладит руку взрослого, загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.
В возрасте от двух до пяти лет ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно про¬говаривать текст, поэтому им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
С возрастом пальчиковые игры усложняются (можно разыгрывать даже целые сцены).
Игры с пальчиками - это театр, актёры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев весёлые лица и придать им ещё большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов).
Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию. И ещё раз о важном условии: игры с пальчиками должны быть весёлыми!
Приложение
ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

На прогулку вышел слон,
Хоботом качает он.
Топ-топ, топ-топ...
Говорю слону я: «Стоп!»
Средний палец правой руки становится «хоботом», все остальные пальцы превращаются в «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли. По сигналу «стоп» слон останавливается. Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

Между кочек по дорожке
В сад бегут сороконожки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Никому их не догнать.
Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде сороконожки начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. Сороконожки могут менять направление движения по команде «направо»/«налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).

Только солнце засияет —
Сразу бабочка взлетает.
Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. Бабочка летает, то раскрывая, то закрывая крылышки.
По порхает — утомится,
Отдохнёт — опять кружится.
Бабочка садится на спинку стула (край стола, книжку и т. п.), складывает крылышки. Через несколько секунд снова начинает летать.

Вот идёт на нас коза –
Озорная егоза.
Ты, коза, нас не бодай,
Лучше с нами поиграй.
Указательный палец и мизинец выставлены вперёд и двигаются вверх-вниз, вправо-влево, изображая рожки козочки. Остальные пальцы прижаты к ладони.

Это маленький паук,
Мухам враг он, а не друг.
Кисть руки опущена, подушечки пальцев опираются на стол. Паутинку он сплетает, Мух на ужин поджидает. Пальцы медленно перебирают нитку (шнурок).

Червячки устали спать,
Червячки пошли гулять.
Указательный и большой пальцы обеих рук подушечками опираются на стол (стоят). Остальные пальцы прижаты к ладоням. Слегка сгибаясь и вытягиваясь, указательный и большой пальцы ползут по столу, изображая гусениц.
Лужи быстро обошли
И назад, домой, пришли.
Червячки обогнули лужи (блюдца с водой).

Рыбки под водой резвятся:
Вместе плавают, кружатся.
Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.
И ныряют - раз, два, три...
Как им весело, смотри!
Ладонями делать «ныряющие» движения.

В синем море краб идёт,
Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз; переплести пальцы (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе (голова краба).
Быстро лапками гребёт.
Быстрые движения пальцев показывают, как краб гребёт лапками.
Тихо краб ползёт по дну,
Ищет он себе еду.
Краб идёт на лапках (на пальчиках) сначала в одну, а затем в другую сторону.

Лёг на берег крокодил,
Вытянуть вперёд руки, положить одну на другую, соединить ладони, изображая лежащего на берегу крокодила.
Пасть открыл и вновь закрыл.
Кисти рук соединены у запястья (пасть крокодила). Разъединяя и соединяя ладони, показывать, как крокодил открывает и закрывает пасть.
Никого он не глотает,
Только всех вокруг пугает.

Прилетели к нам вороны,
Кистями рук изображать движение крыльев ворон.
Сели рядышком на клёны.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Большой, указательный и средний пальцы обеих рук сложить в щепотку (клювы ворон) и качать вверх-вниз. Остальные пальцы прижаты к ладоням.
Стали громко каркать, спорить,
Разъединяя пальцы, показывать, как открываются и закрываются клювы ворон.
Стали дом из веток строить.
Пальцами («клювом») брать со стола «палочки», «веточки» (карандаши, ручки) и из них складывать «гнездо».

Вот улитки-недотрожки
Тихо высунули рожки.
Указательный и средний пальцы обеих рук вытянуть вперёд и изображать рожки улиток. Остальные пальцы прижаты к ладоням.
Лишь дотронемся до них –
Спрячут рожки в тот же миг.
Указательный и средний пальцы сгибать и разгибать, показывая, как прячутся рожки улиток.

Быстро вертится пропеллер.
Вертолёт взлететь готов.
Он отважно, без сомнений,
Путь найдёт средь облаков.
В синем небе полетает,
Облака поразгоняет
И вернётся точно в срок,
Как бы ни был путь далёк.
Между указательным и средним пальцами зажать короткий карандаш. Движением пальцев подсунуть конец карандаша под безымянный палец. Стараться поворачивать (крутить) карандаш, перехватывая его только этими пальцами.
КАПИТАН
По волнам на лодке белой
Он плывёт, большой и смелый.
Ладони сложить лодочкой (чуть округлить, соединив пальцы, кроме больших, т.е. сделать пригоршню). Медленно выполнять волнообразные движения в воздухе, показывая, как лодка качается на волнах.
Он - отважный капитан,
Выдержал и ураган.
Увеличивая скорость и амплитуду движений, показывать, как лодка качается на высоких волнах.
Видел капитан все страны,
Пересёк все океаны,
Ну а после, как герой,
К маме он приплыл домой.
Движения рук — спокойные, как в начале игры.

Пять братишек в тёплый день
Повстречали пять друзей.
Старший братец — сильный малый,
Друг его — моряк бывалый.
У второго братца друг
Знает несколько наук.
Средний братец долговяз,
У него друг - водолаз.
У четвёртого братишки
Любит друг смешные книжки.
А последний, младший брат,
Ходит с другом в детский сад.
Кисти рук расположить на столе; ладони, обращенные одна к другой, по¬ставить на ребро. Поочерёдно соединять подушечки одноимённых пальцев (подушечка большого пальца правой руки соединяется с подушечкой большого пальца левой руки, указательный правой - с указательным левой и т. д.) — так пальцы «здороваются» со своими друзьями.

Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз,
Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки — вниз.
Сальто сделают на бис,
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево –
Тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки — влево, затем наоборот.
Им гимнастика важней
Всех забав и всех затей.

БАРАШКИ
На поляне утром рано
Повстречались два барана.
Ладони обеих рук опущены. Локти разведены в стороны. Указательные пальцы и мизинцы согнуть «колечком» и выдвинуть вперёд, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Согнутые указательный палец и мизинец одной руки слегка ударять об указательный палец и мизинец другой руки, показывая, как барашки бодаются рогами.
Долго так они бодались
И друг к другу придирались.
Наконец они устали
И бодаться перестали.

Под грибком - шалашик-домик,
Там живёт весёлый гномик.
Ладони соединить шалашиком.
Указательный и средний пальцы одной руки опущены, изображая человечка.
Мы тихонько постучим,
Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки.
В колокольчик позвоним.
Ладони обращены вниз, пальцы скрещены («колокольчик»). Средний палец правой руки опустить и, слегка покачивая его, изображать язык колокольчика.
Двери нам откроет гномик,
Ладони повернуть к себе (рёбра прижаты друг к другу), изображая закрытые двери. Затем ладони разворачивать, показывая, как открываются двери.
Станет звать в шалашик-домик.
Кисти обеих рук выполняют «манящие» движения.
В домике - дощатый пол,
Ладони опущены, рёбра прижаты друг к другу.
А на нём - дубовый стол.
Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опущена ладонь правой руки.
Рядом - стул с высокой спинкой,
Левая ладонь обращена вверх, к её тыльной стороне приставлен кулачок правой руки (большой палец — к себе).
На столе — тарелка с вилкой.
Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку. Правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой — прижат к ладони.
И блины горой стоят –
Угощение для ребят.

Капли первые упали,
Указательный и безымянный пальцы обеих рук слегка стучат по столу, изображая падающие капли дождя.
Пауков перепугали.
Ладонь опущена вниз, пальцы слегка согнуты и быстро движутся, показывая, как разбегаются пауки.
Дождик застучал сильней –
Пальцы обеих рук быстро стучат по столу, изображая дождик.
Птички скрылись средь ветвей.
Скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; делать взмахи, изображая улетающих птиц.
Дождь полил как из ведра —
Пальцы обеих рук очень быстро стучат по столу, изображая сильный дождик.
Разбежалась детвора.
Указательный и средний пальцы обеих рук выпрямлены и опущены, остальные пальцы прижаты к ладони. Пальцы быстро бегают по столу, изображая бегущих ребят.
Ярко молния сверкает,
Указательный палец рисует в воздухе молнию.
Гром гремит — не затихает.
Громко хлопая в ладоши и барабаня кулаками по столу, имитировать гром.
Дождь прошёл.
И снова солнце
Заглянуло к нам в оконце!
Обе руки с разомкнутыми пальцами медленно поднимаются вверх, показы¬вая, как выглядывает солнышко.

Жил да был хвастливый краб -
Голова и восемь лап.
Ладони тыльной стороной направлены друг к другу, пальцы переплетены и опущены вниз (большие пальцы направлены к себе). Краб передвигается на ножках: руки в одну сторону, а затем в другую.
Каждой лапкой краб гордился,
Перед рыбами хвалился.
Пошевелить по очереди каждым пальцем: краб показывает свои лапки.
Так расхвастался наш краб!
Не заметил он ухаб
И в него свалился,
Краскою залился.
Показать, как краб оступился и упал.
Красным стал от злости краб.
Он ушиб все восемь лап.
Показать, как краб, хромая, идёт домой.
И теперь неделю ровно
Он сидит в норе укромно.

Будит солнышко цветочек:
«Просыпайся-ка, дружочек.
Руки подняты вверх и соединены в виде чаши запястьями друг к другу. Пальцы обеих рук соединить (большой — с большим, указательный — с указа¬тельным и т. д.), изображая лепестки закрытого цветка. Раз, Большие пальцы отвести в стороны, показывая, как раскрываются лепестки цветка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Новый день пришёл опять».
Поочерёдно пальцы обеих рук отводить в стороны, показывая, как раскрываются все лепестки цветка.
А как вечер опустился –
Спать цветок заторопился.
Раз, два, три, четыре, пять -
Поочерёдно пальцы соединять, показывая, как закрывается цветок.
Завтра с солнышком вставать.
ОРКЕСТР
Заиграет наш оркестр.
Скрипка,
Кистью правой (или левой) руки имитировать игру на скрипке.
Бубен...
Кулак одной руки стучит о ладонь другой руки.
Всем есть место.
Балалайка,
Имитировать игру на балалайке.
Барабан,
Большие пальцы обеих рук ударяют (барабанят) подушечками по столу.
Флейта,
Имитировать игру на флейте.
Гусли
Имитировать игру на гуслях.
И орган.
Пальцами обеих рук имитировать игру на органе.
Хорошо мы поиграли.
Инструменты все убрали.
МОЯ СЕМЬЯ
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Рука поднята вверх ладонью к себе, пальцы выпрямлены.
Это - мама,
Пригибается безымянный палец.
Это - я,
Пригибается мизинец.
Это — бабушка моя,
Пригибается указательный палец.
Это — папа,
Пригибается средний палец.
Это - дед.
Пригибается большой палец. И
у нас разлада нет.
Пальцы сжимаются в кулак.
КОШКА И МЫШКА
Наша кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
Пальцы обеих рук, сжатые в кулаки, лежат на столе ладонями вниз. Медленно разжимая кулаки, пальцы развести в стороны — показать, как кош¬ка выпускает коготки. При выполнении движений кисти рук приподнять над столом.
И легонько их сжимает –
Мышку так она пугает.
Пальцы снова собираются в кулак. Кулаки опускаются на стол. Локти развести в стороны.
Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа.
Кошка (правая рука) крадётся: все пальцы медленно шагают по столу вперёд.
Только мышка не зевает —
Вмиг от кошки удирает.
Мышка (левая рука) убегает: пальцы быстро движутся назад.

Знакомая есть у меня черепашка,
Рука, сжатая в кулак (большой палец сверху), изображает черепаху.
Мы с нею гуляем вдвоём у овражка.
Кулак двигать вдоль края стола, показывая, как ползёт черепаха.
Её на ладошке легко мне носить,
Кулак («черепашку») положить на ладонь другой руки.
Со мной черепашка не будет грустить.
Кулак («черепашку») покатать на ладони, погладить.

В чистом поле без оглядки
Мчатся быстрые лошадки.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок -
Скачет резвый табунок.
Кисти обеих рук находятся на столе и быстро движутся, показывая, как быстро скачут лошадки.

Вот плывёт по морю кит,
Ладони чуть округлены и соединены пальцами («кит»). Делать волнообразные движения ладонями, изображая плывущего кита.
У него весёлый вид.
Указательный палец рисует в воздухе улыбку.
Любит в море кит играть,
Вверх фонтанчики пускать.
Кисть руки поднята. Быстрыми движениями выпрямленных пальцев изо¬бражать фонтанчик воды.
ТУЧИ
Вот столкнулись в небе тучи,
Заслонили солнца лучик.
Обе руки сжаты в кулаки, локти разведены в стороны. Кулаки соприкасаются друг с другом, показывая, как сталкиваются в небе тучи. Бились тучи - бом-бом,
Кулаки ударяются друг о друга, показывая, как бьются друг с другом тучи.
А по небу — гром, гром!
Громкими хлопками в ладоши имитировать гром.
ЯБЛОНИ
Ветры яблони качают,
Руки стоят на столе, опираясь на локти («стволы яблонь»), пальцы раз¬ведены в стороны («кроны яблонь»). Покачивая руками, изображать качающиеся на ветру яблони.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону показывать, как опадают листья. Листья падают в саду,
Я их граблями гребу.
Кисти рук находятся на столе. Пальцы чуть согнуть и двигать, изображая работу граблями.
МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК
Раз, два, три, четыре, пять —
Я умею рисовать.
Кисть руки расслаблена и свободно движется по столу, изображая кис¬точку для рисования. На листе «Кисточкой» провести по листу бумаги. и на холсте, «Кисточкой» провести по льняной салфетке или полотенцу. На свету Плавные движения кисти руки по столу (листу бумаги, салфетке), ими¬тирующие движения кисти художника. и в темноте. Те же движения выполняются с закрытыми глазами.

Тут на дубе есть дупло,
В том дупле темным-темно.
Одна рука стоит на столе, опираясь на локоть («ствол»); пальцы, разведённые в стороны, изображают крону дуба. Пальцы другой руки собираются в кольцо («дупло») и прижимаются к «стволу дуба».
А внутри сова сидит,
Ладони рук расположены напротив друг друга. Большой и указательный пальцы одной руки соединяются колечком и соприкасаются с большим и указательным пальцами другой руки, также соединёнными в колечко («глаза совы»). Остальные пальцы прижаты друг к другу и направлены вверх («голова совы»).
Дом лесной свой сторожит.
Поворачивать «голову совы» вправо и влево.
МЫШКИ-ПЕКАРИ
Замесили тесто мышки,
Кисти рук находятся на столе; пальцы, отрываясь от стола, сжимаются и разжимаются, показывая, как мышки месят тесто.
Стали печь они коврижки.
Обе руки лежат на столе ладонями вниз; одновременно переворачиваясь вверх, ладони рук изображают испечённые коврижки.
Звали в гости всех друзей:
«Приходите к нам скорей!»
Кистями обеих рук выполнять «манящие» движения.